Когда в 1683 году открылся Музей Эшмола, это был первый современный музей, доступный для публики. Это достижение было в немалой степени связано с усилиями Элиаса Эшмола. Его концепция была вдохновлена доктором Джоном Ди, математиком елизаветинской эпохи, известным как «Фокусник королевы».
Английский учёный и правительственный чиновник 17-го века, Эшмол помогал руководить строительством музея и предоставил его первые коллекции. Хотя английский учёный известен своим интересом к математике и естественным наукам, менее известно, что Эшмол также интересовался оккультными темами, такими как алхимия и астрология. Соответственно, интерес Эшмола к созданию учебных заведений находился под значительным влиянием другого английского учёного, который так же интересовался как наукой, так и оккультизмом: доктором Джоном Ди.
Джон Ди: Учёный
Джон Ди был учёным эпохи Возрождения, жившим в 16-м и начале 17-го веков. Проявив талант к математике с юных лет, он поступил в колледж Св. Иоанна, где получил степень бакалавра и магистра по этому предмету. Затем он несколько лет путешествовал по Европе, изучая математику, навигацию и картографию вместе с другими европейскими исследователями, такими как Педро Нуньес и Герард Меркатор. Он также стал опытным в изучении астрономии и медицины.
По возвращении в Англию Ди сделал себе имя при дворе королевы Марии I, обучая придворных математике и навигации. Когда королева Елизавета I взошла на престол, он стал её главным научным и медицинским советником.
Джон Ди использовал своё политическое влияние, чтобы выступать за развитие науки при английском дворе.
Он рекомендовал Англии перейти на
григорианский календарь и пытался убедить королеву Марию открыть общедоступную публичную библиотеку. Хотя ему это и не удалось, он собрал одну из крупнейших личных библиотек в Англии и предоставил учёным открытый доступ к своим книгам. Ди также был сторонником исследований и участвовал в организации нескольких английских путешествий в этот период.
Джон Ди: фокусник королевы
Интерес Джона Ди к математике привёл его к увлечению оккультизмом, и он посвятил много времени изучению астрологии, алхимии и каббалистической нумерологии. Однако это не было редкостью для эпохи Возрождения, поскольку многие учёные считали аспекты науки и оккультизма связанными.
Помимо своей роли советника королевы Елизаветы I, он также был её астрологом и, как говорят, предсказал, что знаменитая королева будет долго править в качестве монарха.
Что отличало Ди от большинства его сверстников, так это то, что его оккультные интересы распространялись на темы, которые в то время считались еретическими, такие как попытки общаться с ангелами и духами мёртвых. В результате этого Джона Ди часто называли «Фокусником королевы».
Несмотря на осуждение со стороны церкви, Ди с головой ушёл в свои оккультные занятия и в конце концов вступил в партнёрство с человеком по имени Эдвард Келли, который утверждал, что является духовным медиумом. Сеансы, которые Джон Ди проводил с Эдвардом Келли, вдохновили его на создание сложного кода, известного как енохианский алфавит. К сожалению, связь Ди с Келли также стала причиной скандалов и обвинений, которые затмили академические достижения и разрушили его репутацию. В результате Джон Ди потерял своё положение при дворе и умер в бедности в 1608 году.
Наследие чародея
Джон Ди сохранял сомнительную репутацию колдуна долгое время после своей смерти, и многие исследователи считают, что он был источником вдохновения для персонажа Просперо в «Буре»
Уильяма Шекспира. Хотя его оккультные интересы затмили роль учёного, его поддержка исследований и участие в обучении английской элиты искусству навигации заложили основу для роста и развития английских исследований в последующие годы.
Фото: diletant.media
Термин, впервые использованный Ди для описания потенциала Англии для расширения, «Британская империя», позже будет использоваться в общем отношении к влиянию Англии на остальной мир.
Кроме того, Джон Ди поддерживал изучение математики как способа понимания вселенной, и его философия вызовет дальнейший интерес к этим предметам среди более поздних учёных.
Благодаря своей мистической репутации и академическому наследию Джон Ди стал предметом интереса европейской элиты. Примерно через десять лет после смерти Джона Ди его дом купил английский антиквар Роберт Коттон, который систематически каталогизировал оставшиеся предметы и рукописи. Многие из этих артефактов и архивов оказались в частных коллекциях английских аристократов, таких как правительственный чиновник Гораций Уолпол и учёный, который в конечном итоге основал Эшмоловский музей, Элиас Эшмол.
Жизнь Элиаса Эшмола
Элиас Эшмол родился в 1617 году и был единственным сыном шорника из низшего сословия. Благодаря богатым родственникам Эшмол смог посещать гимназию, а позже изучал право под руководством частного репетитора. После окончания Эшмол вёл успешную юридическую практику до начала Гражданской войны в Англии в 1642 году. Эшмол встал на сторону роялистов и продолжал стойко поддерживать корону на протяжении всего конфликта. Во время войны Эшмол получил военную должность в Оксфорде, где познакомился с ведущими учёными и политически влиятельными представителями аристократии.
Когда монархия была восстановлена в 1660 году, король Карл II вознаградил Эшмола за верность короне, назначив его на ряд политических постов. Хотя Элиас Эшмол не был богат, политические должности, подаренные ему монархией, приносили значительные доходы. Эшмол также унаследовал землю и богатство от двух из трёх своих жён, обе из которых были вдовами английских аристократов.
В результате Элиас Эшмол накопил значительное состояние, которое позволило ему преследовать свои собственные интересы.
Однако вместо того, чтобы вернуться к своей юридической практике, Эшмол начал заниматься академическими исследованиями по ряду тем. Эшмол также активно вкладывался в накопление артефактов и рукописей, связанных с его академическими исследованиями, и использовал своё богатство, чтобы собрать большую частную коллекцию. Большая часть частной коллекции Эшмола поступила от английского ботаника Джона Традесканта Младшего, который был близким соратником Эшмола и на протяжении всей своей жизни собирал частную коллекцию.
В более поздние годы Элиас Эшмол смог поступить в университет в Оксфорде и получил степень доктора медицины.
Интересы Эшмола: наука и оккультизм
Записи показывают, что Элиас Эшмол заинтересовался изучением математики, естественных наук и натурфилософии во время Гражданской войны в Англии, когда он был отправлен в Оксфорд. Эшмол посещал лекции в Грешем-колледже и познакомился с несколькими выдающимися учёными Оксфорда, такими как Джонас Мур и Чарльз Скарборо.
В начале учёбы Эшмол начал активно собирать книги и предметы, связанные с интересующими его темами. Он также познакомился с работами сэра Фрэнсиса Бэкона, английского государственного деятеля и философа, который выступал за сохранение знаний и использование научных методов для исследования мира природы. Позже Эшмол также увлёкся медициной, английской историей и ботаникой.
Фото: diletant.media
Когда Эшмол встретил Джона Традесканта в 1650 году, их общий интерес к ботанике и древностям привёл к дружбе, которая побудила Традесканта передать свою частную коллекцию Эшмолу после своей смерти.
Подобно Джону Ди, интерес Эшмола к математике и естественным наукам также привёл его к изучению оккультных тем, таких как астрология и алхимия, которые всё ещё были тесно связаны с изучением естественных наук в академических кругах.
Во время гражданской войны в Англии Эшмол присоединился к Обществу астрологов в Оксфорде и внёс свой вклад в военные действия, делая астрологические прогнозы в пользу роялистов. Подобно изучению естественных наук, Эшмол активно собирал рукописи, связанные с изучением алхимии и астрологии. В результате Эшмол заинтересовался учёными, которые писали о естественных науках, а также о более мистических темах, такими как арабский алхимик, известный как «Гебер», и, конечно же, доктор Джон Ди.
Учёное восхищение: Элиас Эшмол и Джон Ди
Записи показывают, что Элиас Эшмол проявлял интерес к Джону Ди в конце 1640-х годов. В это время Эшмол связался с сыном Ди, Артуром, и спросил, может ли он предоставить Эшмолу больше информации об отце. Артур Ди ответил, предоставив ему биографическую информацию о своём отце и дневники Джона Ди. Хотя Эшмол собирал рукописи многочисленных учёных, он проявлял особый интерес к доктору Джону Ди.
Помимо работ Ди по алхимии и астрологии, Эшмол собрал его рукописи по изучению математики и записи погоды в Англии в эпоху Тюдоров. В конце 17-го века Эшмол получил больше рукописей Джона Ди от Томаса Уэйла, который обнаружил их случайно в своём особняке.
Элиас Эшмол на протяжении всей своей жизни выражал глубокое уважение доктору Джону Ди. В своей переписке с Артуром Ди Эшмол описал советника королевы Елизаветы как «того превосходного врача… чья слава сохранилась благодаря его многочисленным учёным и бесценным трудам».
Фото: livejournal.com
В 1652 году Эшмол опубликовал сборник английской алхимической литературы под названием Theatrum Chemicum Britannicum. В текст вошли работы Джона Ди, и Эшмол также предоставил краткую биографию учёного, в которой описал Ди как «абсолютного и совершенного Мастера» математики.
Записи показывают, что Эшмол даже намеревался составить длинную биографию Ди, которая восстановила бы его репутацию уважаемого исследователя, но Эшмол так и не завершил это начинание.
Несмотря на это, Эшмол сохранял высокое мнение об елизаветинском учёном и продолжал защищать Джона Ди в своей личной переписке и других опубликованных работах.
Великие умы мыслят одинаково
Доктор Джон Ди был, прежде всего, учёным, который провёл жизнь, выступая за сохранение знаний и продвижение обучения. При этом Ди, по сути, руководил собственным исследовательским институтом задолго до того, как возникла эта идея.
И Джон Ди, и Элиас Эшмол происходили из скромных семей и в своё время стали выдающимися учёными. Оба мужчины также проявляли большой интерес к комплексному изучению математики, естественных наук и оккультизма как к способу улучшить своё понимание окружающего мира. Возможно, что эти параллели не были потеряны для Элиаса Эшмола и могли повлиять на его мнение о Джоне Ди. Соответственно, Элиас Эшмол, вероятно, натолкнулся бы на философию Джона Ди о сохранении знаний в его дневниках и других рукописях.
Собственные взгляды Эшмола на сохранение и доступность знаний находились под значительным влиянием сэра Фрэнсиса Бэкона, который также выступал за сохранение знаний и объектов обучения. Возможно, позиция Ди по этому вопросу резонировала бы с ранее существовавшими взглядами Эшмола.
Учёные также отмечают, что Эшмол, вероятно, видел сходство между разрушением библиотеки Джона Ди и актами вандализма в библиотеках во время Гражданской войны в Англии. Некоторые исследователи предположили, что это, наряду с уважением Эшмола к Ди как к учёному, могло укрепить его решимость собирать и сохранять предметы, чтобы их можно было использовать в академических целях.
Основание Эшмоловского музея
Хотя в эпоху Возрождения и Просвещения интерес к созданию учебных заведений возобновился, сама концепция восходит к классической античности. Классические учёные, такие как
Аристотель, основывали школы и философские сообщества в густонаселённых городах, таких как Афины и Александрия. Некоторые из этих институтов также содержали библиотеки для сбора письменных знаний, а также исследовательские центры, известные как маусионы, в которых собирались предметы, представляющие академический интерес. До своего разрушения в Александрийской библиотеке хранились тысячи книг и рукописей со всего древнего мира.
Однако в Европе 17 века
коллекционирование предметов и рукописей было дорогостоящим занятием, почти полностью монополизированным богатой элитой. Эти коллекции были представлены в частных выставках, которые были доступны исключительно друзьям и знакомым коллекционеров, таких как галереи и кабинеты редкостей. Хотя некоторые из этих коллекционеров собирали предметы из академического интереса, эти частные выставки чаще служили символами статуса.
Фото: diletant.media
В 1634 году
Джон Традескант Старший и его сын открыли первый общедоступный частный музей, используя свою личную коллекцию природных и исторических объектов. Музей, часто называемый «Ковчегом», располагался в доме Традесканта, и в нём были представлены такие предметы, как настенная подвеска отца
Покохантас и чучело
птицы додо. Когда Элиас Эшмол унаследовал коллекцию Традесканта, он использовал свои значительные ресурсы и контакты в Оксфорде, чтобы основать гораздо более крупный институт, который будет заниматься выставкой предметов, представляющих академическую ценность и доступных для публики. В подтверждение этого Эшмол пожертвовал коллекцию Традесканта, а также свою частную коллекцию, которая послужила основой для музея. Когда он открылся в 1683 году, в Эшмоловском музее была большая выставка предметов, библиотека и исследовательская лаборатория.
Джон Ди в Музее Эшмола
В своей концепции Элиас Эшмол выразил видение Эшмоловского музея как института практических исследований и обучения. Целью этого института, по словам Эшмола, было бы расширение знаний людей о мире природы. Эти настроения, возможно, перекликались с желанием Джона Ди создать институт, призванный сделать знания общедоступными. Точно так же пожертвование Элиасом Эшмолом своей частной коллекции Эшмоловскому музею можно сравнить с тем, как Джон Ди предоставил исследователям открытый доступ к своей частной библиотеке для поощрения тяги к знаниям.
Неудивительно, что в пожертвование Эшмола вошли рукописи Джона Ди, которые он собирал на протяжении многих лет, а также редкий портрет елизаветинского учёного. Хотя Джон Ди не видел создания общедоступных исследовательских институтов при своей жизни, его научное наследие в конечном итоге будет осуществляться такими людьми, как Элиас Эшмол.
В настоящее время по всему миру существуют тысячи общедоступных научно-исследовательских институтов, занимающихся развитием образования. Музей Эшмола по-прежнему работает в Оксфордском университете, где он продолжает свою миссию распространения знаний и понимания истории человечества и мира природы. Среди его коллекций есть рукописи и портрет доктора Джона Ди, хранящиеся в музее и доступные для публики.