Онежские петроглифы – наскальные рисунки, найденные несколько веков назад на востоке Онежского озера. Наикрупнейшие группы петроглифов можно увидеть на каменных поверхностях мысов Гажий нос, Бесов Нос и острове Гурий.
Среди изображений, напоминающих птиц, животных и человеческие силуэты, особенно выделяется таинственная фигура Беса.
Пугающий рисунок расположен на мысе с названием Бесов Нос. Мистический петроглиф и дал название вытянутой скале, которая действительно похожа на кривой и длинный нос.
Бес, рост которого достигает 2 метра 30 сантиметров, имеет квадратную голову, длинное туловище и тонкие конечности, на которых можно разглядеть по пять пальцев. На его лице намечены рот и нос, более отчетливо выделяются круглые глаза, в одном из которых высечен зрачок.
Предположения
Неоднократно высказывались предположения о том, что Бес может быть женского пола. Об этом свидетельствует длинная и тонкая шея, а также непропорционально короткие руки и ноги, согнутые, будто фигура запечатлена в танце. Растопыренные пальцы будто готовы принять в свои объятия очередную жертву, чтобы упрятать её в своей страшной утробе. В таком толковании Бесиха – это ужасное божество смерти, а место, где высечен рисунок, посвящено культу мёртвых.
Считается, что своё название Бес получил от монахов Муромского монастыря. Те были настолько уверены в его дьявольской силе, что даже выбили поверх левой руки Беса православный восьмиконечный крест.
Деревенские легенды
Жители деревни, раскинувшейся неподалеку, часто упоминают Беса в своих разговорах, полагая, что образец наскальной живописи может влиять на погоду. Так как добраться до петроглифов можно лишь на лодке, считается, что Бес сам выбирает, достойны ли посетители его лицезреть. Если озеро спокойное и ветра нет, значит у Беса хорошее настроение. Если же он не в духе – жди бури и огромных волн.
Видимо, такого же мнения придерживались и древние люди, которые и создали рисунок фигуры. Вероятно, Бес был неким божеством. Исследователи приходят к выводу, что дьявольский силуэт – хозяин леса и неблагоприятного ветра. Подтверждение этому – трещина в граните, которая начинается от воображаемого рта Беса и проходит сквозь всю фигуру. Археологи считают, что через неё
древние люди поили Беса кровью во время жертвоприношений. Алая жидкость стекала вниз по скале, окрашивая прибрежные воды в багряный цвет.
Однако, если молитвы божеству не приносили желаемого результата, его наказывали. Об этом свидетельствует выступ в боку Беса, напоминающий наконечник.
Необъяснимая мистика на мысе всё же имеет место быть. Местные жители предупреждают туристов, что в радиусе километра от высеченной на скале фигуры часто пропадает спутниковая навигация. Какая-то чертовщина происходит в этом месте и с часами, стрелки которых могут убежать вперёд или вовсе остановиться.
Неужели древнее божество и в наши дни сохранило свою дьявольскую силу?