В 1961 году к погоне за снежным человеком всё ещё относились серьёзно.
9 сентября 1960 года. Катманду гудит нестройной музыкой барабанов и флейт. Люди, замаскированные под танцующих божеств, прибыли со всего Непала, чтобы хлопать и петь на улицах в рамках фестиваля в честь индуистского бога Индры, почитаемого как царя небес. Посреди красочного ближнего боя мелькает 40-летний британец Десмонд Дойг, альпинист, журналист и фотограф для журналов National Geographic и Life.
В этом хаосе Дойг замечает фигуру, покрытую взлохмаченной шерстью, нечто среднее между человеком и обезьяной, украшающую стену храма. «Для непальцев он — Бан Манчхуру», — пишет Дойг в книге 1962 года «Высоко в разреженном холодном воздухе». «Для шерпов и для нас… эти фигуры представляют отвратительного снежного человека». Дойг проделал весь путь до столицы Непала не для того, чтобы почтить память Индры. В составе экспедиции «Серебряная хижина» 1960–1961 годов под руководством Эдмунда Хиллари, в то время самого известного альпиниста в мире, Дойг отправился на поиски существа, которое, подобно богу, занимало разреженное пространство между мифом и реальностью.
Он шёл на поиски ужасного снежного человека Непала, также известного как йети.
В 1950-х и начале 60-х западный мир был во власти йети-мании.
В 1951 году легендарный альпинист Эрик Шиптон сфотографировал следы йети на северо-востоке Непала. В следующем году Хиллари сам наткнулся на клочок кожи, покрытый иссиня-чёрным мехом, во время восхождения в районе Чо-Ойю в Гималаях, и его носильщики-шерпы сказали ему, что волосы принадлежат йети.
После двух кровавых мировых войн и более ранних подвигов Хиллари подавляющее большинство земного шара стало известно западной аудитории. Участков карты с надписью «Здесь могут быть монстры» становилось всё меньше и меньше, но аппетит к неизведанным землям и невидимым монстрам никогда не был так силен. Вера в йети восходит к добуддийским религиям, но широкий интерес к ним возник, когда западные альпинисты впервые начали подниматься в Гималаи и принесли с собой местные легенды.
Фото: 4sport.ua
Когда в 1950-х годах разгорелась гонка за покорением Эвереста, возросло и количество предполагаемых встреч с йети. Западная аудитория была на крючке, с нетерпением ожидая новостей об этом получеловеком и полузверем. Возможно, было утешительно думать, что на окраинах пустыни выжили существа за пределами понимания, и, что особенно важно, осталось ещё достаточно диких мест, чтобы их удержать.
Легенда о йети была настолько популярна, что британская газета Daily Mail организовала собственную экспедицию в Непал в 1953 году.
Поездка стоила 1,35 миллиона долларов в сегодняшних деньгах, но в конечном итоге не смогла найти никаких доказательств существования йети.
Всё это просто означало, что в 1960 году йети всё ещё можно было найти. «В начале 60-х йети не считались мифом, — объясняет Грэм Хойланд, альпинист и автор книги «Йети: отвратительная история». Хойланд указывает на официальный меморандум правительства Непала от 1947 года, в котором излагаются правила охоты на йети, переизданный американским посольством в Катманду в 1959 году и выпущенный для группы Хиллари под названием «Правила, касающиеся альпинистских экспедиций в Непале в отношении йети».
В нём оговаривается, что для поиска йети требуется разрешение и что йети нельзя убить, кроме как в целях самообороны. То, что Эдмунд Хиллари мог отправиться на поиски снежного человека, тогда не было дикой историей, наполненной теорией заговора, как это может показаться сегодня. То, что он и Дойг действительно могут столкнуться с диким йети, считалось вполне реальным. Именно в этом духе экспедиция Хиллари отправилась в долину Ролвалинг утром 10 сентября 1960 года.
Долина была выбрана потому, что шерпы сообщали о наблюдениях йети в этом районе, а также из-за её близости к горе Макалу, пятой по величине в мире из самых высоких гор; девятимесячная экспедиция продолжит изучение влияния длительного пребывания на большой высоте на физическую форму человека после завершения поиска йети.
Фото: 4sport.ua
Среди тех, кто путешествовал в экспедиции двойного назначения, были Питер Малгрю и Уолли Романс, которые сопровождали Хиллари в его экспедиции 1955-58 годов в Антарктиду; Американский космический физиолог доктор Том Невисон и гляциолог Барри Бишоп, оба хорошо приспособленные для измерения последствий длительного пребывания на высоте; и Марлин Перкинс, директор зоопарка Линкольн-Парк, и доктор Ларри Свон, самопровозглашённый «гималайец», чей опыт казался идеальным для охоты на йети. Другими словами, это была серьёзная, хорошо финансируемая и профессиональная экспедиция, поддержанная Всемирной книжной энциклопедией.
Группа собиралась изучать местные истории, следы и реликвии, якобы являющиеся частями тела йети, чтобы установить или опровергнуть легенду. Согласно легенде о шерпах, йети — это род обитающих на большой высоте обезьяноподобных существ, состоящий из трёх различных видов:
- дзу-тэ — медвежье существо ростом от шести до восьми футов, покрытое либо светлыми, либо красными, либо чёрными, или седыми волосами. Несмотря на то, что дзу-тэ в основном вегетарианцы, известно, что они используют свои длинные когти при охоте на крупный рогатый скот.
- мих-тэ — двуногое существо размером с маленького человека, покрытое чёрными или рыжими волосами, с длинной гривой, нависающей над глазами.
- наконец, пишет Дойг, тельма считается «зверем с грустным лицом, размером с карлика, обитающим в густых лесах».
Фото: ribalych.ru
Огромное количество огневой мощи, взятой с собой исследователями, демонстрирует значительное чувство осторожности по отношению к животному, которое может существовать, а может и не существовать. В их арсенале были пистолеты «Кап-Чур», способные стрелять дротиками с транквилизаторами, а также винтовки, дробовики, пистолеты со слезоточивым газом и «лёгкое оружие». «Никто из нас особенно не хотел стрелять», — написал Дойг. «Но мы несли обычные винтовки в целях самообороны, поскольку большинство рассказов о йети описывают его как крайне дикого».
Ближе всего к встрече с йети они подошли по странным следам, которые нашли на снегу. Расположенные на расстоянии от 50 до 75 см друг от друга, пишет Дойг, отпечатки, казалось, были оставлены «босыми человеческими ногами одиннадцатого или даже пятнадцатого размера, с широким подъёмом, упавшим сводом стопы и большим пальцем ноги, выступающим внутрь». Хиллари назвал отпечатки принадлежащими снежному барсу или волку и заявил: «Мне нужны более убедительные доказательства».
Фото: ribalych.ru
Дойг, Свон, Перкинс и несколько других приступили к работе, документируя следы с помощью альбомов для рисования и измерительных лент, фотографируя и пытаясь сделать гипсовые слепки, но вскоре стало ясно, что отпечатки не были сделаны таинственным существом, а жарким солнцем, которое раздуло следы гораздо меньших, совершенно обычных животных. Поскольку отпечатки йети были дискредитированы, единственным оставшимся «доказательством» стали обрывки «реликвий», которые многие местные жители, похоже, стремились продать по высоким ценам, например, «рука йети», хранящаяся в монастыре в Пангбоче; анализ фотографии показал, что это, скорее всего, человеческая рука, связанная проволокой. Точно так же многочисленные шкуры йети, показанные экспедиционной группе — в основном иссиня-чёрные с белой полосой на плечах — по общему мнению, принадлежали тибетскому синему медведю. Три «скальпа» йети, хранившиеся в местных монастырях, были самыми трудными уликами для опровержения.
После долгих споров Хиллари получил разрешение вывезти один скальп за границу на один месяц для изучения учёными в Париже, Чикаго и Лондоне.
«Я никогда не верил в существование йети», — прямо заявил Хиллари в интервью, проведенном Stars and Stripes в начале научного тура. Но он допускал возможность, что ошибался. «Скальп трудно объяснить. Это убедительный образец», — говорил он, вероятно, из уважения к шерпам. «Местные жители считают его скальпом йети и относятся к нему с уважением».
В конце концов, учёные пришли к выводу, что скальп, вероятно, был подделкой, возможно, сделанной из кожи сероу, похожего на козла существа, найденного в Гималаях. «Как ни приятно было бы нам поверить в существование йети, — писал Хиллари в книге «Высоко в разреженном холодном воздухе», — столкнувшись с всеобщим крахом основных доказательств существования этого существа, члены моей экспедиции… по совести не могли рассматривать это как нечто большее, чем увлекательную сказку».
Фото: gettyimages.com
Если Хиллари всегда сомневался в существовании йети, зачем вообще отправляться на охоту? Эд Дуглас, автор книг «Тенцинг: герой Эвереста» и «Гималаи: история человечества», предполагает, что Хиллари использовал нашумевшую охоту на йети, чтобы получить финансирование для исследовательской части экспедиции. «Йети был полезным маркетинговым инструментом, — пишет Дуглас. «Я сомневаюсь, что Хиллари действительно верил в это, за исключением случаев, когда он разговаривал с пиарщиками».
Хойланд, который утверждает, что наткнулся на след йети в Бутане, считает иначе. «Хиллари был альпинистом, а любой альпинист ухватится за возможность отправиться на охоту за йети. Я тоже».
Была ли охота Хиллари на йети пиар-ходом или чем-то большим, не все были удовлетворены находками экспедиции, когда популярная вера в существование йети начала исчезать. «Надеюсь, мы ошибаемся насчет йети, — писал Дойг в книге «Высоко в разреженном холодном воздухе». «Что бы вы ни думали о легенде…, в высоких Гималаях определенно есть что-то, что искрится образами лохматого красного монстра, обычно ходящего на двух ногах».