Наказания для оборотней иногда были столь же ужасными, как и предполагаемые преступления. В Германии в 1589 году палачи привязали обвиняемого оборотня Питера Стамппа к колесу телеги, сняли с него кожу горячими щипцами и отрубили голову, прежде чем сжечь его тело на костре. Голова Стамппа, прикреплённая к туше волка, позже была выставлена в качестве предупреждения другим, испытывающий искушение вступить в контакт с Дьяволом.
Суды над оборотнями в некоторых частях Европы проходили с XV по XVII вв, движимые суевериями, религиозными и политическими противоречиями и желанием найти виновников в условиях суровой жизни.
Многие из обвиняемых были нищими, отшельниками или недавними эмигрантами в эти районы. Многие признались, что были оборотнями и совершали ужасные преступления, но только после пыток.
Историки подозревают, что некоторые страдали манией или были недостаточно умны, чтобы понять, в чем они признаются. Некоторые из них, возможно, были настоящими преступниками, но исторические записи фрагментированы и предвзяты. Столетия спустя трудно отделить фольклор от реальных свидетельств или от того, что люди считали реальным в то время
Ранние знания об оборотнях
Концепция превращения людей в волков насчитывает тысячелетия. В Эпосе о Гильгамеше из Месопотамии в 2100 году до н. э. герой отказывается от возлюбленной, когда узнает, что она превратила бывшего любовника в оборотня. В греческой мифологии король Аркадии Ликаон проверяет всемогущество Зевса, скармливая ему замаскированные человеческие останки, и в наказание превращается в оборотня. (Его имя является корнем термина ликантропия)
Ликаон. Фото: www.history.com
Оборотни также фигурировали в средневековом фольклоре дохристианского периода, но обычно они были добрыми персонажами, которые против своей воли превращались в зверей и отчаянно пытались вернуться в человеческий облик.
Преследование оборотней в Европе
Обвинения в том, что реальные люди могут быть опасными оборотнями, всплыли в ходе охоты на
ведьм, которые прокатились по некоторым частям Европы в 1400-х годах. Должностные лица в швейцарском регионе Вале провели крупномасштабные судебные преследования, обвинив ведьм в неурожаях, хромоте, слепоте, бесплодии и импотенции, а также в принятии волчьих форм и увечьях крупного рогатого скота. По некоторым данным, около сотни мужчин и женщин были осуждены и сожжены на костре в Вале, начиная с 1428 года, часто с мешком пороха на шее. Любая земля, которой они владели, автоматически переходила к местному вассалу короля, что, возможно, и послужило поводом для обвинений.
Из Альп преследования оборотней распространились на Франш-Конте, в Бургундии, в густо заросшей лесом местности, где сельские жители и домашний скот были лёгкой добычей для настоящих волков. Там, как и везде в Европе, политические и религиозные потрясения усилили напряжённость. И христианство изо всех сил пыталось преодолеть региональные языческие традиции, создавая благодатную почву для причудливых обвинений, согласно Рольфу Шульте, немецкому эксперту по охоте на ведьм и оборотней, в его книге 2009 года "Человек как ведьма".
В 1521 году инквизиторы, назначенные папой римским, председательствовали на нескольких судебных процессах по обвинению в огородничестве. Два пастуха, Пьер Бурго и Мишель Верден, признались, что заключили договор с Дьяволом в обмен на еду: встретились с человеком в чёрном, который дал им мазь, превратившую их в оборотней, затем посещали полуночные сборища ведьм, охотились и ели детей. Оба были осуждены и сожжены на костре вместе с третьим, который отказался признаться.
Последующие процессы над оборотнями имели много общего: люди в чёрном, волшебная мазь, пояса или шкуры, которые превращали обвиняемых в волков, посещение церемоний ведьм поздно ночью и участие в кровожадных бесчинствах.
Предполагаемые очевидцы свидетельствовали, что видели огромные светящиеся глаза, длинные заострённые зубы и зверей, бегущих со сверхчеловеческой скоростью.
Сожжение оборотня и ведьм Фото: www.history.com
Оспаривая авторитет Церкви, светский парламент в Доле вскоре взял на себя ответственность за преследование оборотней, в какой-то момент, поощряя граждан "собираться вооружёнными дубинками, алебардами, пиками, аркебузами и ….выслеживайте названных оборотней там, где они могут найти, поймать, застрелить или убить их", - говорится в Указе парламента, цитируемом в книге Шульте.
Бог может преобразовывать людей, а дьявол может создавать только иллюзии.
Патруль в восточном французском городе Сен-Клод выследил Жиля Гарнье, иммигранта, живущего в нищете в лесу, и обвинил его в том, что он калечил детей близ Дола в 1573 году. После пыток Гарнье признался в убийстве четырёх детей и скармливании их тел своей семье в пятницу - двойное святотатство, учитывая церковный указ против употребления мяса по пятницам. Гарнье был сожжён на костре, несмотря на некоторые сомнения в том, что он физически мог проехать 60 километров, где жили некоторые из пропавших детей.
Главный судья Сен-Клода Анри Боге убедился, что большая группа ведьм и оборотней терроризирует общину, и распорядился о многочисленных арестах и преследованиях, причём обвинения часто использовались взаимозаменяемо. Он также написал трактаты о различных формах демонов, включая оборотней, и только в 1598 году вынес 17 смертных приговоров. Но ему пришлось примирить свои юридические взгляды с официальной позицией Церкви о том, что только Бог может преобразовывать людей, а дьявол может создавать только иллюзии. Отметив, что он видел, как признанные оборотни рычали и скакали по залу суда на четвереньках, Богет пришёл к выводу, что они явно находились под чарами Дьявола и, следовательно, в равной степени заслуживали казни.
Суды иногда вызывали врачей для дачи показаний. Распространённое медицинское мнение сводилось к тому, что признанные оборотни страдали меланхолией, своего рода депрессией, которая включала манию и бред. Однако некоторые врачи отдали должное дьяволу и высказали мнение, что сатана мог вызвать такие недуги, изменив состояние тела—"линию рассуждений, которую невозможно было опровергнуть и принять большинством врачей", по словам немецкого историка медицины Надин Мецгер.
Современные медицинские эксперты предполагают, что некоторые обвиняемые оборотни могли страдать порфирией, которая вызывает чувствительность к свету, красноватые зубы и психоз; или гипертрихоз, наследственное заболевание, проявляющееся в чрезмерном росте волос. Ликантропия (как осознание себя волком) могла быть вызвана намеренным или невольным употреблением галлюциногенных трав, грибов или отваров.
Оборотни теряют популярность
Охота на оборотней периодически продолжались в 17 веке в Германии, Нидерландах и Восточной Европе, особенно в изолированных сельских районах. Но постепенно образованные люди и элита перестали верить в Дьявола или превращение в животных. В 1692 году в Ливонии, Швеция, 80-летнего старика по имени Тисс высмеяли вне суда, когда он заявил, что является оборотнем и три раза в год попадает в Ад, чтобы сражаться с ведьмами и дьяволами и обеспечить хороший урожай. Позже он был осуждён за занятие народной магией, приговорён к порке и пожизненному изгнанию.
По мере того как угроза, исходящая от настоящих волков в Европе, медленно исчезала из-за индустриализации и роста населения, даже иллюзия того, что ты оборотень, постепенно заменялась другими формами психоза.
Сколько всего людей было осуждено и наказано за то, что были оборотнями?
Несколько научных работ сообщают, что 30 000 человек были казнены как оборотни только во Франции в период с 1520 по 1630 год.
Но голландский историк Виллем де Блекур проследил происхождение этой цифры по книге 1611 года Пьера де Ланкра, другого ревностного охотника на оборотней, отметив, что именно столько жителей было в районе Лабурд во Франции. Дело в том, что Де Ланкр верил, что каждая семья в той или иной форме практикует колдовство. Де Блекур заключает: "Общее число преследуемых оборотней в Европе, вероятно, не превышало нескольких сотен".
До сих пор остаётся один вопрос: Были среди обвинённых настоящие оборотни, или все они стали жертвами социальных проблем и психических заболеваний?