Мартин Лютер родился в семье из низшего класса, родители надеялись, что он станет адвокатом, но его настойчивость в определении неопровержимых истин в сочетании с призывом о божественной помощи, с которым он обратился во время шторма, привела его к тому, что он стал монахом-августинцем. Он был набожным, хотя и обеспокоенным священником Римско-католической церкви в Виттенберге, Германия, пока его возмущение церковной политикой, особенно продажей индульгенций, не побудило его усомниться в авторитете Церкви.
Изначально Лютер не собирался бросать вызов церковной иерархии или папе римскому.
95 тезисов Мартина Лютера 1517 года были приглашением обсудить политику и практику Церкви, которую он считал неправильной и небиблейской.
Оригинальный документ, написанный на латыни, предназначался для церковной аудитории, но его друзья и сторонники перевели его на немецкий язык, и благодаря появлению
печатного станка около 1440 года они распространили тезисы по всей Германии и в других странах, разжигая протестантскую реформацию.
Ранние годы и обет
Лютер родился в Айслебене, современная Германия, в 1483 году, регионе, входившем тогда в состав Священной Римской империи. Его родители принадлежали к верхушке крестьянства, так как его отец не был связан с землёй как фермер, но владел рядом медных рудников. Учёный Роланд Х. Бонтон комментирует:
Его отец, Ганс Лютер, и его мать, Маргарет, были крепкими, коренастыми, смуглыми немцами [крестьянами]. На самом деле они не занимались обработкой почвы, потому что, будучи сыном без наследства, Ганс переехал с фермы на шахты. В недрах земли он процветал с помощью святой Анны, покровительницы шахтёров, пока не стал владельцем полудюжины литейных цехов; однако он не был чрезмерно богат, и его жене все ещё приходилось ходить в лес и таскать дрова домой. Атмосфера в семье была как у крестьян: суровая, временами грубая, доверительная и набожная. Старый Ганс молился рядом со своим сыном.
Мартин был старшим из множества детей, и его отец позаботился о том, чтобы он получил хорошее образование, чтобы стать адвокатом и подняться по социальной иерархии на более высокую должность. Лютер получил первое образование в Магдебурге и Эйзенахе, прежде чем поступить в Эрфуртский университет в 1501 году, когда ему было 17 лет. Согласно его более поздним работам, Лютер учился через силу и бросил учебную программу по юриспруденции, полагая, что это в конечном счёте бессмысленно.
Его поиски смысла жизни, чего-то конкретного и неизменного, привели его к философии, но он счёл это столь же неудовлетворительным, поскольку оно опиралось на человеческий разум и интерпретацию изменчивых обстоятельств, которым, по его мнению, нельзя было доверять, потому что интеллектуальные рассуждения были ошибочными, поскольку люди по необходимости были во власти субъективных интерпретаций своего опыта.
Он верил, что Бог-это истина в последней инстанции. Он был воспитан в страхе перед Богом как строгим и неумолимым судьёй и не мог представить себе никакого другого образа божественного.
В июле 1505 года, когда Лютер возвращался в университет по дороге, разразилась буря, и молния ударила в соседнее дерево. Испугавшись, он закричал: "Св. Энн, помоги мне! Я стану монахом!" Он счёл это торжественным обетом и, вернувшись в университет, продал свои книги и бросил учёбу, поступив в монастырь Святого Августина в том же месяце 17 июля 1505 года, к большому неудовольствию своего отца.
Духовный кризис и откровение
Лютер так серьёзно отнёсся к своему обету святой Анне, потому что боялся смерти и приписывал святой спасение жизни в тот ненастный день. Его страх смерти проистекал непосредственно из его понимания Бога как существа всемогущего и всезнающего, которое заглядывало в сердца людей и наказывало их за их недостатки. Признавая себя глубоко ущербным человеком, Лютер не видел пути к Божьему прощению или жизни после смерти на небесах и мог представить себе только вечные муки ада.
Он посвятил себя строгой дисциплине молитвы, поста, почти постоянного исповедания грехов и изучения Священного Писания, но все ещё не мог представить себе любящего Бога, который предлагал прощение. Позже Лютер написал о своём взгляде на Бога в это время:
Разве это не противоречит всякому естественному разуму, что Бог, по своей простой прихоти, оставляет людей, ожесточает их, проклинает их, как будто он наслаждается грехами и такими мучениями несчастных на вечность, тот, кто, как говорят, обладает такой милостью и добротой? Это кажется беззаконным, жестоким и невыносимым в Боге, чем очень многие были оскорблены во все века. А кто бы не был? Я сам не раз был доведён до такой бездны отчаяния, что жалел, что вообще был создан. Любить Бога? Я ненавидел его!
Он пожаловался на свои трудности своему наставнику Иоганну фон Штаупицу, ожидая, возможно, освобождения от ордена, но вместо этого Штаупиц сказал ему, чтобы он получил докторскую степень и занял кафедру Библии Штаупица в Виттенбергском университете. Лютер не принял этот совет с радостью, утверждая, что такой курс убьёт его, но Штаупиц заверил его, что, если это так, он найдёт, чем занять своё время на небесах.
Лютер получил докторскую степень в 1512 году, занял должность в Штаупице, а около 1513 года получил откровение о природе Бога, читая Послание Святого Павла к Римлянам. Отрывок из Послания к Римлянам 1:17, в котором, в частности, говорится: "Праведный будет жить верой", глубоко задел его. Позже он писал об этом моменте:
День и ночь я размышлял, пока не увидел связь между правосудием Божьим и утверждением, что "праведный будет жить по своей вере". Тогда я понял, что справедливость Божья - это та праведность, которой по благодати и чистой милости Бог оправдывает нас через веру. После этого я почувствовал, что переродился и прошёл через открытые двери в рай. Все Писание приобрело новый смысл, и если раньше "правосудие Божье" наполняло меня ненавистью, то теперь оно стало для меня невыразимо сладким в большей любви. Этот отрывок из Павла стал для меня вратами в рай.
Этот опыт также убедил Лютера в примате Писания над церковными учениями, поскольку Церковь не смогла предложить ему ничего значимого в решении его духовной борьбы, в то время как библейский отрывок открыл путь к полному общению с божественным.
95 Тезисов
Как только он понял природу Бога, раскрытую в Писании, он начал серьёзно сомневаться в видении этого Бога, поощряемом средневековой Церковью. Если человек был спасён только верой, рассуждал Лютер, какова была цель всей политики, правил и десятины, которые Церковь навязывала верующим? Где, в Библии, была какая-либо поддержка учению Церкви о чистилище, промежуточной зоне между адом и раем, где грешников мучили в огне, пока их грехи не были очищены и они не смогли войти в рай? Где даже было библейское оправдание для папы римского?
Кадр из фильма
Фото: centrici.hypotheses.org
Вопросы Лютера стали более актуальными в 1516 году, когда архиепископ Майнца Альбрехт фон Бранденбург попросил папу Льва X разрешить продажу индульгенций – предписаний, которые якобы сокращали время пребывания в чистилище – в его регионе. Альбрехт в это время был по уши в долгах и согласился разделить деньги от индульгенций со Львом X, которому нужны были средства для восстановления базилики Святого Петра в Риме. Лев X послал доминиканского монаха Иоганна Тецеля в этот регион в 1516 году, и Лютер, который ничего не знал о сделке, заключённой архиепископом и папой, возразил, написав свой «Спор о силе и эффективности индульгенций», позже известный как 95 тезисов.
Согласно легенде, Лютер прибил свой документ к двери Виттенбергской церкви 31 октября 1517 года, в канун Дня всех Святых, но современная наука оспаривает это утверждение.
История Лютера и церковной двери была распространена позже другом и коллегой Лютера Филиппом Меланхтоном (л. 1497-1560), которого в то время даже не было в Виттенберге. Тем не менее, учёные признают, что прибивание его аргументов к дверям церкви - это своего рода драматический жест, которым был известен Лютер. Тезисы Лютера были переведены его последователями на немецкий язык, напечатаны и распространены, что вызвало массовые вызовы церковной власти в Германии и, переведённые и распространённые далее, в Англии, Франции и других регионах.
Однако 95 тезисов не были задуманы как прямой вызов Церкви и не были чем-то новым. 97 тезисов Лютера всего за месяц до этого, в сентябре, представили его возражения против схоластического богословия. Его 95 тезисов, написанных на латыни, предлагали только 95 "тезисов для обсуждения", но стали катализатором реформации, как только они были переведены и распространены, потому что для людей они бросали вызов авторитету Церкви.
Независимо от того, были ли они вывешены на дверях Виттенбергской церкви, 95 тезисов были отправлены Лютером Альбрехту фон Бранденбургу, который проверил их на предмет ереси и отправил в Рим. Затем папа Лев X направил ряд делегаций, чтобы убедить Лютера в том, что он ошибается, особенно в том, что касается его заявления о том, что папа должен финансировать строительство базилики Святого Петра, а не требовать денег от бедных.
Среди делегатов был богослов Иоганн Экк (1486-1543), бывший друг Лютера, который во время спора с Лютером и его коллегой-реформатором Андреасом Карлштадтом (1486-1541) в Лейпциге в 1519 году придерживался мнения, что, если бы не было центрального органа, интерпретирующего Священное Писание, любой, кто его читал, мог бы интерпретировать его для себя, и это привело бы к хаосу, потому что не все люди могли правильно понимать священное писание. Церковь, утверждал Экк, полагалась на научную традицию (на которую жаловался Лютер в сентябре 1517 года) при толковании Библии, это означало, что её понимание было правильным, а утверждения Лютера об оправдании верой были ошибочными. Лютер отказался отступить, и в 1520 году была издана папская булла с угрозой отлучения от церкви, которую Лютер публично сжёг в Виттенберге в декабре того же года.
Вормс и Вартбург
Мартин Лютер был отлучён от церкви в январе 1521 года, и его дело было передано светским властям, которые призвали Лютера явиться на сейм Вормса, слушание в городе Вормс. Председательствовал Карл V, император Священной Римской империи, и некто Иоганн Экк (не тот же человек, что и выше) представлял Церковь, снова настаивая на отречении Лютера. Лютеру был обещан безопасный проход на слушание и обратно Фридрихом III (Мудрым, 1463-1525 гг.), курфюрстом (одним из дворян, избравших императора) Саксонии, который сочувствовал взглядам Лютера.
18 апреля 1521 года Лютер отказался отречься, произнеся свою знаменитую речь, которая включала строки:
Если я не убеждён свидетельством Священных Писаний или ясной причиной (ибо я не доверяю ни Папе, ни соборам, поскольку хорошо известно, что они часто ошибались и противоречили сами себе), я связан Священными Писаниями, которые я процитировал, и моя совесть пленена Словом Божьим. Я не могу и не буду ничего отрицать, так как идти против совести небезопасно и неправильно…Я не могу поступить иначе, вот я стою здесь, да поможет мне Бог. Аминь.
Когда он закончил говорить, говорят, что он поднял руку в традиционном приветствии рыцаря после победы в поединке. Как и в случае с 95 тезисами, современная наука оспаривает включение знаменитой строки "Вот я стою" в речь Мартина Лютера на Вормском соборе, поскольку она появляется только в более поздних записях слушаний, но эта строка в целом считается подлинной.
Кадр из фильма
Фото: centrici.hypotheses.org
Лютер был осуждён как преступник 25 мая 1521 года, что означало, что любой, кто предложит ему помощь, будет обвинён, и он может быть убит без последствий. На обратном пути в Виттенберг из Вормса он был похищен солдатами Фридриха III, переодетыми разбойниками с большой дороги, чтобы отвести подозрения, и доставлен в замок Фридриха в Вартбурге, где он был защищён. Находясь в Вартбурге, Лютер почти постоянно писал и переводил Новый Завет с латыни на немецкий, который быстро стал бестселлером благодаря скорости и эффективности печатного станка.
Крестьянское восстание
Печатный станок, по сути, был "секретным оружием" Лютера, которое позволяло не только быстро распространять его взгляды, но и создавать иллюстрации, изображающие его как героическую фигуру и "человека из народа", бросающего вызов властям, которые проводили политику неравенства и держали людей в нищете. Более ранние так называемые "протореформаторы", такие как Джон Уиклифф из Англии (л. 1330-1384) и Ян Гус в Богемии (1369-1415 гг. н. э.) не имели доступа к такого рода технологиям, поскольку печатный станок ещё не был изобретён. Им приходилось полагаться на ксилографию, которая занимала больше времени и давала тексты более низкого качества. Пресса времён Лютера могла быстро выпускать брошюры, плакаты, книги и все остальное, что затем становилось доступным для общественности.
Хотя большинство населения не умело читать, они могли слушать, и Лютер стал героем для людей, которые, поощряемые местными лидерами, начали восстание в Виттенберге, начав Немецкую крестьянскую войну (1524-1525). Крестьяне ожидали, что Лютер выступит в поддержку их дела, но вместо этого он осудил насилие, сославшись на Священное Писание о важности подчинения мирской власти, и в шести проповедях, произнесённых в Виттенберге, положил конец восстанию.
Позже он изменит своё мнение и будет поощрять сопротивление несправедливой власти, но в то время он считал, что повинуется своей совести, осуждая насилие и поддерживая статус-кво. Критики, однако, указывали, что он, возможно, был мотивирован своими отношениями с Фридрихом III, чьи земли и богатства, а следовательно, и защита Лютера оказались под угрозой восстания.
Брак и лютеранство
Лютер женился в июне 1525 года на Катарине фон Бора (р. 1499-1552), бывшей монахине, которая в 1523 году написала Лютеру, прося его помочь освободить её с несколькими сторонниками из монастыря. Лютер устроил так, чтобы их вывезли контрабандой в фургоне с бочонками из-под сельди, и нашёл подходящие дома для всех женщин, кроме Катарины, которая хотела выйти за него замуж. Он уже пришёл к выводу, что для безбрачия духовенства не существует библейских оснований, и, хотя поначалу у него были некоторые сомнения, он решился на этот брак.
Лютер и Катарина были очень близки, и их брак послужил вдохновением для других священнослужителей последовать их примеру.
Катарина позаботилась об управлении их землями, родила ему шестерых детей и помогла Лютеру сформулировать то, что станет лютеранством. Между 1526 годом и его смертью Лютер, Катарина, Филипп Меланхтон и другие занялись организацией и управлением новой церковью, сосредоточившись на обучении людей, чтобы они могли интерпретировать Священные Писания в соответствии со своим собственным пониманием.
Лютер написал свой Большой катехизис для обучения священников и свой Небольшой катехизис для мирян в 1529 году и опубликовал полную Библию на немецком языке в 1534 году. Он также написал ряд гимнов, все ещё популярных в наши дни (в частности, "Могучая крепость - наш Бог"), богословские труды и участвовал в Марбургском коллоквиуме, попытке объединить различные протестантские движения в Европе. На конференции Лютер и швейцарский реформатор
Ульрих Цвингли (л. 1484-1531) разошлись во взглядах на Евхаристию, в то время как другие разногласия между протестантскими партиями оказались столь же непреодолимыми, и различным сектам было предоставлено развивать свои собственные взгляды.
Последние годы и смерть
Лютер умер от инсульта в возрасте 62 лет 18 февраля 1546 года в своём родном городе Айслебен. Он был похоронен перед кафедрой Замковой церкви в Виттенберге, той самой церкви, на дверях которой он разместил свои 95 тезисов много лет назад. К моменту своей смерти он был международным героем для протестантских сект и неисправимым дьяволом для католиков, которые видели в нем агента сатаны, нарушившего единство Церкви.
Памятник Мартину Лютеру
Фото: pixabay.com
Даже среди своих поклонников Лютер столкнулся с критикой, поскольку его осудили за то, что он стал участником скандала с Филиппом I Гессенским, которому Лютер посоветовал солгать о своём двоежёнстве, и за его отказ идти на компромисс с другими протестантскими лидерами в Марбурге.
Лютер также был яростным антисемитом, опубликовав ряд работ, осуждающих евреев как "других" и увековечивающих образ евреев как "убийц Христа" и падшего народа, отвергшего Божью благодать.
Хотя современные учёные предложили различные апологетические объяснения этого аспекта его характера, невозможно просто сказать, что Лютер просто был "человеком своего времени", поскольку он был совершенно очевидно экстраординарным во многих отношениях. Тем не менее, его мощная риторика и мастерство писателя продолжали поощрять антисемитизм и преступления на почве ненависти после его смерти. Работы Лютера, на самом деле, вызывали большое восхищение нацистской партии Германии в 1930-х и начале 1940-х годов и использовались в качестве оправдания геноцида.
Его упрямство было отмечено его другом Меланхтоном, и его отношение к иудаизму кажется симптоматичным, поскольку, как только он что-то решил, его вряд ли сдвинут с этой позиции. Нет никаких свидетельств того, что он когда-либо в какой-либо значимой степени взаимодействовал с каким-либо еврейским народом.
Этот аспект его личности противоречит человеку, который не боялся подвергать сомнению заповеди Церкви, утверждавшей, что у неё есть ключи от рая и ада. История, однако, рассказывает о многих великих женщинах и мужчинах, которые, несмотря на свои достижения, были в большей или меньшей степени консервативны, и Мартин Лютер не является исключением.