Викторианцы могли с помощью закодированного языка выражать привязанность, желание или пренебрежение, позволяя обществу, управляемому строгим этикетом, показать свои истинные чувства. Сейчас снова популярен язык цветов, — утверждает Эмма Флинт.
Использование цветов как средства эмоционального выражения имеет давнюю традицию. Когда человек желает выразить привязанность, радость или соболезнование, а слов недостаточно, он может положиться на их красоту.
Благодаря искусству флориографии, закодированному средству общения, чаще называемому языком цветов, эмоциональной близости было позволено расцвести там, где в противном случае она могла быть подавлена.
По данным Королевского садоводческого общества, эта практика доминировала в викторианской культуре в Англии и США и, несмотря на то, что на протяжении десятилетий была в значительной степени забыта, снова неуклонно набирает популярность. Одним из наиболее ярких примеров недавней флориографии является выбор
королём Чарльзом похоронного венка для своей матери,
покойной королевы. Связанный традицией, которая заключается в том, чтобы скрывать эмоции, он выразил своё чувство потери через выбор цветов; мирт для любви и процветания, в сочетании с дубом черешчатым, чтобы представить силу. Для несведущих людей, венок был единственным символом семейного горя, его значение вытекало из его присутствия, а не из содержания. Только анализируя стебли, можно было лучше понять широту его эмоций. Такая пронзительная персонализация является частью культурной основы.
Традиция флориографии существовала всегда, но в наши дни она является тенью своего прежнего «я» — например, многие знают, что букет роз символизирует романтику, но мало кто знает, почему. Люди могут не воспринимать определённые стебли как положительные или отрицательные, как это делали викторианцы, но всё же знают, что определённые цветы лучше подходят для определённых случаев. Однако понимание значений цветов может помочь перейти от простой отправки букета, основанного только на его красоте, к более глубокому и тонкому эмоциональному сокровению. «Использование цветов в качестве подарков или для особых случаев может быть ещё более продуманным, если знать и понимать язык цветов. Оно может быть основано на цвете, или типе цветка, или на том и другом», — объясняет Харриет Пэрри, флорист Bloom & Wild. «Флориография существует уже тысячи лет, но у нас до сих пор есть клиенты, просящие цветы, которые значат для них что-то особенное либо лично, либо через их символическое значение».
То, как флориография влияет на решения человека, позволило флористам, таким как работники Bloom & Wild, сделать несколько интересных наблюдений. Во-первых, они зафиксировали, что 29% людей выбирают цветы в зависимости от цвета букета, причём красный цвет является наиболее популярным выбором. Цвет страсти, красный повсеместно признан выражением любви. Розовый, однако, имеет множество значений в зависимости от места нахождения; в Таиланде это символ доверия, а в Японии считается символом крепкого здоровья. В одном оттенке есть множество символов, но это только начало изучения поверхности флориографии.
Если рассмотреть, к примеру, значение душистого горошка, летнего цветка, который бывает разных цветов, но смысл передаёт один и тот же: «в знак благодарности». В викторианскую эпоху душистый горошек был любимым подарком, когда благодарили хозяина за прекрасно проведённое время, благодарность, которую можно было выразить ещё больше, сочетая его с другими растениями. В сочетании с цинниями, цветком, символизирующим вечную дружбу, букет поможет отличить случайного знакомого от дорогого друга.
Фото: bbc.com
Но, как и у всего в этом мире, у хорошего есть и плохое, а некоторые цветы используются для обозначения негативных чувств по отношению к получателю. Можно подумать, что жёлтые гвоздики красивы, но они имеют долгую историю как символ презрения. Ещё один цветок, которого также лучше избегать, — это лютик, его жёлтые лепестки ассоциируются с ребячеством. И долгое время считалось неблагоприятным совмещать красные и белые растения, поскольку некоторые до сих пор придерживаются веры в то, что эта комбинация предвещает смерть.
Значение всех этих кодов и связей исследуется в «Иллюстрированном справочнике по викторианскому языку цветов» эксперта по флориографии Джессики Ру.
Символы всех видов уже давно стали частью культуры, рассказывает она BBC Culture. «Исторически мы использовали символизм с самого начала нашей человеческой истории, работая со значениями стилизованных икон и иероглифов на основе характеристик и идей, которые мы видим и испытываем каждый день».
В своей книге, которая недавно была адаптирована и сделана в виде календаря, Ру исследует долгое и многогранное развитие цветочного языка. «Значения цветов были взяты из литературы, мифологии, религии, средневековых легенд и даже из форм самих цветов. Часто флористы изобретали символику, чтобы сопровождать новые дополнения к своему товару, и иногда цветы имели разные значения в зависимости от местоположения и времени».
Хотя современное использование флориографии происходит по другому принципу, человек настоящего не слишком отличается от викторианских предков в желании поделиться только некоторыми аспектами самих себя. Возможно, большинство людей не попали в ловушку репрессивного этикета, но всё ещё зависимы от восприятия других. «Я бы не сказала, что сегодня мы живём в таком же подавленном мире этикета, — говорит Ру. «Но я действительно думаю, что мы представляем в Интернете только определённые стороны самих себя».
Фото: bbc.com
В викторианскую эпоху, когда понятие «жёсткая верхняя губа» (Stiff upper lip) было ожидаемым общественным приличием, язык цветов был средством обхода репрессивного этикета. Ру объясняет: «Викторианский язык цветов, также называемый флориографией, возник как тайный метод общения в то время, когда этикет препятствовал открытым и вопиющим проявлениям эмоций».
Скажи это с помощью цветов
«Язык цветов» Шарлотты де ла Тур, опубликованная в 1819 году, была первой в своём роде книгой, подробно описывающей огромный символизм цветов. Эта книга оказала такое глубокое влияние на западное общество XIX века, что учёные называют её ценным артефактом в понимании традиций того времени. Хотя эта практика просачивалась через социальные классы, она была в первую очередь популярна среди женщин из привилегированных классов - демографическая группа, которая, хотя и находилась в финансовом привилегированном положении, по-прежнему считалась ниже, чем коллеги-мужчины.
В то время, когда женщин не поощряли к откровенности, эти цветочные аксессуары позволяли им общаться со своими соотечественниками, предлагая им возможность высказаться, не препятствуя их социальному статусу.
«Молодые женщины из высшего общества того времени переняли эту практику, отправляя букеты в знак любви или предупреждения, носили цветы в волосах или заправляли в платья и праздновали всё, что связано с цветами», — объясняет Ру. «Многие из них создавали небольшие композиции из цветов, называемые тусси-мусси или букеты цветов, объединяя несколько цветков в небольшую композицию. Эти закодированные послания привязанности, желания или печали, которые носили в качестве аксессуаров, позволяли викторианцам показать свои истинные чувства в загадочной и заманчивой форме». Также считалось, что тусси-мусси помогают предотвратить болезни.
В начале 20-го века, особенно после начала Первой мировой войны, искусство флориографии было в значительной степени утеряно. В обществе, раздираемом войной, аскетизм стал языком, на котором все говорили, оставив после себя одержимость эстетически элегантными цветами. Тем не менее, воспоминания об этих цветочных обычаях, столь глубоко укоренившихся в викторианской культуре, всё ещё звучали; флориография продолжала проникать в литературу, гарантируя, что традиция всегда будет на периферии.
Фото: bbc.com
В частности, флориография играет ключевую роль в романе Эдит Уортон 1920 года «Эпоха невинности», действие которого происходит в позолоченном веке Нью-Йорка. История Уортон, сосредоточенная вокруг скорой свадьбы пары из высшего общества, исследует хитросплетения социальных нравов в Нью-Йорке 1870-х годов, непристойном ландшафте сплетен. Уортон смогла проникнуть в сложности высшего общества благодаря пониманию традиций той эпохи.
Следовательно, использование цветов играет важную роль в повествовании, а персонаж Мэй всегда украшена белыми цветами. В то время как цветы ландыша используются для обозначения неискушённости Мэй в мирских делах, персонаж Эллен, кузина Мэй, которая на протяжении всего романа ассоциируется с жёлтым цветом, резко контрастирует с ней. Арчер, жених Мэй, посылает Эллен жёлтые цветы, потому что считает, что они соответствуют её уверенности и житейскому опыту. В глазах Арчера Эллен — экзотическая, опытная женщина, яркость жёлтого цвета которой отражает это убеждение. Продолжающееся сопоставление белого и жёлтого закрепляет заметные различия между двумя женщинами, важную нить, которая была бы потеряна без языка цветов.
Позже, в 1980-х годах, Маргарет Этвуд использовала символику цветов в своей классической антиутопии 1985 года «Рассказ служанки» - красные тюльпаны, например, были символом плодородия служанок, а также их заточения. И даже сегодня художественная литература по-прежнему использует флориографию как важный инструмент повествования. Книга «Flowers For The Dead» Барбары Коппертвейт могла бы стать триллером, но в основе лежит язык цветов, где убийца ухаживает за своими жертвами через их различные значения. Хотя история Коппертвейт явно более пугающая, чем «Эпоха невинности» Уортон, она показывает, как эти закодированные послания всё ещё находят отклик — они обладают вневременным непреодолимым очарованием.
Возвращая традицию флориографии в более широкую культуру, можно уникальным образом исследовать глубину человеческих эмоций. Они становятся постмодернистским средством коммуникации, способным расти вместе с людьми, их символизм пропитан традициями, но открыт для изменений.
Фото: bbc.com
«Я слышала, что викторианцы использовали флориографию таким же образом, как мы используем смайлики сегодня для общения в переписке», — говорит Ру. «Они могут иметь разное значение в зависимости от того, кто их использует, в каком контексте они используются и с какими другими смайликами (или, для викторианцев, цветами) мы их комбинируем». Люди сейчас такж могут говорить, не печатая ни слова. Смайлики говорят с помощью своей эстетики, своим секретным языком. Цветы ничем не отличаются от такого способа общения. Это просто эмодзи 19-го века, которые всё ещё просачиваются в современную культуру спустя столько времени.