Традиция украшать любой вид транспорта — от верблюдов до тележек с мороженым — уходит корнями в глубь веков. На дорогах Пакистана более 277 000 грузовиков. Со своими тяжёлыми грузами они ползут по узким тропам восточных речных долин страны к каменистым просторам юго-западных плоскогорий и — обычно — к заснеженным горам Каракорум на севере; недавнее катастрофическое наводнение смыло ключевые мосты в опустошённом регионе.
Пакистан зависит от этих грузовиков для удовлетворения большинства транспортных потребностей страны. Но они также удовлетворяют ещё одну потребность: это платформа для демонстрации культуры страны.
В Пакистане большинство грузовиков являются яркими образцами экстравагантного дизайна. Они украшены декоративными полосами, рыбами, павлинами, цветами, политиками, кинозвёздами, игроками в крикет и певцами. Они качаются по шоссе с замысловатыми деревянными рамами и металлическими деталями, которые блестят на солнце, а колокольчики и помпоны свисают с ходовой части. Для водителей и художников региона они больше, чем транспортные средства. Эти грузовики представляют собой заявления. «Мои грузовики — моя гордость», — говорит 45-летний Гулам Наби из Карачи, у которого есть десять грузовиков и который работает с торговцами для перевозки товаров. «Кто-то может сказать, что украшать его — пустая трата денег, но когда я покупаю грузовик, это мой грузовик. Я хочу, чтобы он был красивее любого другого грузовика на дороге».
Многие водители и владельцы разделяют это чувство соперничества, тратя до 30 000 долларов — что более чем в два раза превышает средний годовой доход — на роспись своих грузовиков, чтобы сделать их красивее других. В Пакистане это яркое произведение искусства называется «phool patti», и оно украшает почти все виды транспорта — тележки с мороженым, тракторы, местные автобусы, тук-туки и микроавтобусы, которые перевозят пассажиров из города в город. В сельской местности Пакистана верблюдов украшают посредством рисунков хной и стрижек с использованием древних мотивов. Морские катера окрашиваются в яркие цвета.
Фото: atlasobscura.com
«Украшение автомобилей у нас в генах», — говорит Али Салман Анчан, основатель и креативный директор социального предприятия Phool Patti, которое продвигает пакистанское искусство грузовиков по всему миру. Анчан может быть прав. Искусство украшения грузовиков связано с древностью, говорит визуальный художник Фарах Юсуф Али. Во времена цивилизации долины Инда (2600–1700 гг. до н. э.), которая простиралась от современного северо-восточного Афганистана до Пакистана и северо-западной Индии, люди украшали свои лодки и транспортных животных. Эта традиция украшать любой вид транспорта длилась веками и преобладала в Империи Великих Моголов и Британской Индии.
Пакистанское искусство грузовиков, по словам Али, является современной версией этой традиции.
Когда в начале 20 века грузовики прибыли в Британскую Индию, местные компании нанесли на грузовики свои декоративные логотипы. Согласно исследованию Али, эти логотипы помогали неграмотным работягам из рабочего класса идентифицировать грузовики. Согласно статье Дуррии Кази 1998 года «Украшение грузовиков Пакистана», General Motors впервые представила грузовики Карачи в 1930-х годах, а ко времени раздела Индии в 1947 году Карачи, крупнейший город Пакистана, был центром покраски грузовиков. Художники, слесари и мастера со всей страны стекались в Карачи на работу.
Gandhara Industries, взявшая на себя управление General Motors в 1963 году, импортировала большое количество массивных грузовиков Bedford, произведённых британским производителем Vauxhall. Известные своей долговечностью, эти грузовики Bedford стали доминировать на дорогах Пакистана, многие из них были украшены «коронами» — большими деревянными носами, прикрепленными к верхней части грузовика.
Фото: atlasobscura.com
Грузовики Bedford - обычное явление в Пакистане, многие из них с большими деревянными «коронами» наверху. Массивные автомобили служат идеальным холстом для портретной живописи, стиля, уникального для пакистанского искусства грузовиков. Некоторые из первых «художников-грузовиков» были фресковыми художниками в королевских дворцах Великих Моголов и Раджастхани. Когда британцы оккупировали регион, они оказались без работы. Большинство этих художников были мусульманами и мигрировали в новое исламское государство Пакистан. «Когда у них не было работы, они применяли своё искусство на телегах и грузовиках», — говорит Анчан. Они стали мастерами росписи грузовиков.
По словам Али, эти ранние украшения для грузовиков включали изображения индуистских богов и сикхских гуру, которые приносили удачу. Их заменили суфийские святые в районах с мусульманским большинством. Искусство грузовиков не имеет формального института. Этот вид искусства захватывает воображение художника, который использует собственный стиль, чтобы украсить каждую деталь грузовика. Каждое транспортное средство имеет свою форму, и художники решают, какой дизайн впишется в структуру.
В Пакистане «художники-грузовики» из разных регионов имеют свой художественный стиль. Один или несколько мастеров доминируют в регионе, например, Хайдер Али из Карачи, чей дед мигрировал из Индии в качестве художника традиционных ремёсел. (Он разрисовал грузовик на Смитсоновском фольклорном фестивале в 2002 году.) «Как сообщество, когда мы видим грузовик, мы можем сказать, что это искусство из Пенджаба, а это из Пешавара. Стиль рисунка, цветы и мотивы уникальны для регионов и художников», — говорит Анчан.
Фото: atlasobscura.com
Большинство новых грузовиков прибывают в портовый город Карачи, где они изначально украшены акварельными изображениями, флуоресцентными красками, зеркалами и деревянными элементами. В Равалпинди, большом коммерческом городе, расположенном рядом со столицей Пакистана Исламабадом, чамак патти или стикеры более популярны, поэтому грузовики, базирующиеся там, получают второй вид. «На полное оформление грузовика уходит около девяти дней», — говорит 40-летний художник Имран Риаз из мастерской грузовиков в Равалпинди. В этот день Риаз кропотливо вырезает цветочный узор для бокового зеркала грузовика. Риаз часто обладает творческой свободой, но иногда со своими требованиями появляются водители и владельцы.
«Этот водитель кашмирец, поэтому он попросил меня украсить его грузовик пакистанскими флагами. Он хотел показать Пакистану свой патриотизм», — говорит Риаз, показывая пару пакистанских флагов, вырезанных на глянцевой самоклеящейся бумаге. В то время как их грузовики являются предметом гордости и домом на колёсах для водителей грузовиков, они также видят в них нарядную невесту, говорит Али. «Каждый сантиметр украшен яркими мотивами, а подвесные металлические украшения имитируют драгоценности».
Иногда дальнобойщики просят художников нарисовать портрет политика, звезды крикета или народного певца, которым они восхищаются.
Али говорит, что эти типы портретов уникальны и отличают пакистанское искусство грузовиков от автомобильного искусства во всём мире. «Грузовики также были нашими социальными сетями», — посмеиваясь, говорит Анчан. «Когда Имран Хан — предыдущий премьер-министр Пакистана — выиграл чемпионат мира по крикету в 1992 году, мы нарисовали звёзд крикета на наших грузовиках. Когда фильм становился хитом, мы рисовали актёра. Он отражает наши современные тенденции. Это отражает настроение нации», — говорит он.
Фото: atlasobscura.com
Теперь искусство грузовиков также вдохновляет поп-культуру; крупные бренды одежды используют его в своих тканях и кроссовках, а посетители могут забрать домой произведение искусства из сувенирных магазинов в аэропорту Исламабада. Художники и активисты также используют грузовики для обучения и решения социальных проблем. «Важно использовать учитывающие культурные особенности инструменты, которые находят отклик у местной аудитории. Искусство грузовиков - это выражение местных художников. Это также движущийся рекламный щит, который несёт сообщения из одной части Пакистана в другую», — говорит антрополог и режиссер-документалист Самар МинАллах Хан, который работал с командой «художников-грузовиков», чтобы поделиться сообщениями о детских браках, насилии, домашнем труде и убийствах чести.
Хан также сотрудничал с Roshni, организацией из Карачи, чтобы найти пропавших детей, нарисовав их детские портреты на кузовах грузовиков с номерами телефонов доверия. Более того, Хан говорит, что искусство грузовиков помогает бороться со стереотипным представлением водителей-пуштунов-дальнобойщиков. Большинство пуштунов, которых часто считают расой воинов, живут недалеко от афгано-пакистанской границы. «Искусство грузовиков разрушает клеймо пуштунов как мужчин с винтовками, — говорит Хан. — Через искусство грузовиков прославляется творческая природа пуштунов. Прославляется их любовь к поэзии и искусству».