На пыльных равнинах современного Синда на юге Пакистана лежат руины одного из самых впечатляющих древних городов мира, о котором большинство людей никогда не слышали.
Лёгкий ветерок прорезает ароматную жару, пока туристы осматривают древний город, который располагается вокруг них. Миллионы красных кирпичей образовывали дорожки и колодцы, а целые кварталы растянулись в виде сетки. Над изношенными улицами возвышается древняя буддийская ступа с большим общим бассейном и широкой лестницей внизу.
Это место находится примерно в часе езды от пыльного города Ларкана на юге Пакистана, в историческом месте Мохенджо-Даро. Хотя сегодня от него остались только руины, 4500 лет назад это был не только один из древнейших городов мира, но и процветающий мегаполис с высокоразвитой инфраструктурой.
Мохенджо-Даро, что на языке синдхи означает «курган мертвецов», был крупнейшим городом некогда процветавшей цивилизации долины Инда (также известной как Харапп).
Считается, что в нём проживало не менее 40 000 человек, и Мохенджо-Даро процветал с 2500 по 1700 год до нашей эры.
«
Это был городской центр, который имел социальные, культурные, экономические и религиозные связи с Месопотамией и Египтом», — объясняет
Иршад Али Соланги, местный гид, представитель третьего поколения своей семьи, работающий в Мохенджо-Даро. Но по сравнению с городами
Древнего Египта и
Месопотамии, которые процветали примерно в то же время, мало кто слышал о Мохенджо-Даро. К 1700 г. до н.э. он был заброшен, и по сей день никто точно не знает, почему жители ушли и куда они ушли.
Археологи впервые наткнулись на древний город в 1911 году, услышав сообщения о кирпичной кладке в этом районе. Однако Археологическая служба Индии (ASI) отклонила историческое значение кирпичей как не имеющих какой-либо древности, и это место оставалось нетронутым ещё несколько лет. Только в 1922 году Р. Д. Банерджи, офицер ASI, считал, что видел зарытую ступу, напоминающую насыпь структуру, где обычно медитируют буддисты. Это привело к широкомасштабным раскопкам, в первую очередь проведенным британским археологом сэром Джоном Маршаллом, и, в конечном итоге, к включению Мохенджо-Даро в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1980 году. ЮНЕСКО превозносит Мохенджо-Даро как «лучше всего сохранившиеся» руины долины Инда.
Фото: bbc.com
Возможно, самой удивительной особенностью города была система санитарии, которая была намного лучше, чем у современников. В то время как дренаж и частные туалеты были замечены в Египте и Месопотамии, они были роскошью богатых. В Мохенджо-Даро скрытые туалеты и крытые водостоки были повсюду. С момента начала раскопок было восстановлено более 700 колодцев, в дополнение к системе частных бань, в том числе «Большой бане» размером 12 х 7 м для общественного пользования. Невероятно, но туалеты были обнаружены во многих частных домах, а отходы тайно удалялись через сложную общегородскую канализационную систему. «Это сложность на уровне города, в котором мы хотели бы жить сегодня», — говорит Узма З Ризви, археолог и доцент Бруклинского института Пратта, автор эссе 2011 года «Мохенджо-даро, тело и приручение отходов» (Mohenjo-daro, The Body, and the Domestication of Waste).
Жители Мохенджо-Даро тоже понимали своё окружение. Поскольку город располагался к западу от реки Инд, они построили впечатляющие платформы для защиты от наводнений и дренажные системы, чтобы защитить себя от ежегодных наводнений. Более того, они были ключевыми игроками в морской торговой сети, простиравшейся от Средней Азии до Ближнего Востока. На протяжении веков они производили гончарные изделия, украшения, статуэтки и другие предметы с замысловатой резьбой, которые оказались повсюду от Месопотамии до современного Омана.
Сегодня это историческое место превратилось в местный парк со столами для пикника и тенистыми пышными садами. Однако путешественники из других частей Пакистана не часто отправляются в это отдаленное место, а иностранный туризм - редкость. Редкие туристы бродят по древним решетчатым улицам, рассматривая множество колодцев, высокие стены, которые давали столь необходимую тень, и крытые водостоки — поражённые тем, что всё это было спроектировано много тысячелетий назад.
Фото: bbc.com
Способности Мохенджо-Даро овладеть искусством санитарии и удаления сточных вод были не единственными передовыми чертами, которые отличали жителей от других ранних цивилизаций. Археологи отмечают использование стандартных строительных материалов, несмотря на нехватку машин. «Все кирпичи имеют соотношение 4:2:1, даже если они не одинаковой формы», — объясняет Ризви. «Важно признать, что все эти кирпичи следуют своего рода чувствительности. Есть ощущение того, как они хотят, чтобы их город выглядел. Если сделать всё пропорциональным, даже пространства, по которым вы ходите, по своей сути также будут следовать определённой чувствительности пропорции».
Кирпичи, изготовленные путём сушки на солнце и, в конечном итоге, обжига в печи, пережили непогоду на протяжении тысячелетий. И хотя показная архитектура, такая как особняки, храмы и другие индикаторы статуса, заметно отсутствуют в дизайне Мохенджо-Даро, Ризви объяснил, что это не означает, что монументальной архитектуры не существовало. «Здесь монументальность — это действительно монументальность инфраструктуры».
Пересекая кирпичный тротуар, ведущий из Верхнего города, можно оказаться в Нижнем городе, который занимает большую часть 300 с лишним гектаров Мохенджо-Даро и включает в себя процветающие районы города. Десятки относительно узких улиц раскинулись в спланированной сетке с идеальными углами в 90 градусов.
В дверных проёмах местных домов, в том числе в ванных комнатах, использовались пороги, мало чем отличающиеся от тех, которые можно найти в любом доме или здании сегодня.
«Когда вы видите порог, вы знаете, что кто-то задумался о том, что значит быть внутри и снаружи», — говорит Ризви.
Фото: bbc.com
В Музее Мохенджо-Даро, небольшом здании, расположенном в травянистой части комплекса, я получил больше информации об этих обитателях. На этом месте были успешно раскопаны сотни декоративных печатей, часто с изображением одного животного, а также статуэтки, украшения, инструменты, игрушки и глиняная посуда. Реликвии, выставленные на рядах стеклянных полок, прекрасно сохранились. Среди артефактов имеются две скульптуры: одна изображает молодую женщину в украшениях и со сложной прической; а другая - ухоженный мужчина с высоким статусом. «Этот элитный джентльмен — мы не знаем, был ли он священником или королём — проявляет внимание к деталям, когда речь идёт о физических украшениях и уходе за телом», — объясняет Ризви. «Это даёт нам представление о том, как жители обращались с собой, со своим телом. Очевидно, есть понимание математики. Очевидно, есть понимание геометрии. Очевидно, есть понимание моды».
Тем не менее, важная деталь, которая может раскрыть гораздо больше о жизни и временах жителей, остаётся вне досягаемости. В то время как древние писания часто раскрывают секреты цивилизаций, этого не произошло с Мохенджо-Даро, жители которого использовали то, что известно как письменность долины Инда. «Это был пиктографический язык с более чем 400 знаками. Он до сих пор не расшифрован», — рассказывает местный проводник Соланги. Что именно произошло с Мохенджо-Даро — ещё одна загадка, которую ещё предстоит разгадать.
В совокупности исследователи не уверены, почему именно город оказался заброшенным где-то около 1700 г. до н.э., хотя широко распространено мнение, что климатические факторы сыграли свою роль. Тем не менее, объясняет Ризви, исчезновение Мохенджо-Даро не было мгновенным.
Фото: bbc.com
Теперь, несколько тысяч лет спустя, город снова в опасности после разрушительного наводнения, обрушившегося на Пакистан в августе 2022 года. Доктор Асма Ибрагим, археолог и музеолог, занимающаяся сохранением по всей стране, подтвердила, был повреждён, затопление этого места было меньше, чем первоначально опасались археологи. На вопрос о том, как можно защитить Мохенджо-Даро в будущем, Ибрагим рекомендовала использовать каналы для отвода лишней воды с участка, но подчеркнула, что необходима «долгосрочная стратегия». Долгосрочный план для этого района принесёт пользу не только археологическим памятникам, но и многим местным жителям, таким как Соланги, которые живут в его окрестностях.
Из дома Соланги в деревне Данд ступа хорошо видна. «Для меня Мохенджо-Даро — сокровище древней цивилизации. Мы должны сохранить его для будущих поколений», — подчеркнул он. Если совершать прохождение по старинным дорожкам, то можно согласиться с описанием Соланги. Поразмышлять об упорядоченных улицах и идеально нарезанных кирпичах. О подземном бассейне, известном как Большая баня. О широко распространённой системе санитарии, которая могла бы превзойти некоторые из существующих сегодня в Пакистане инфраструктур. Как проницательно было замечено Соланги, «общественное богатство тратилось на общественное благосостояние». И, по крайней мере, на какое-то время их инвестиции окупились.
Фото: bbc.com
Мохенджо-Даро процветал, и жители могли наслаждаться уровнем жизни, намного превышающим нормы их времени. На протяжении тысячелетий Мохенджо-Даро был погребён под землёй и песком, казалось бы, навсегда потерянным на равнинах Внутреннего Синда. Тем не менее, благодаря неустанным усилиям преданных своему делу гидов, таких как Соланги и археологов, в течение последнего столетия один из самых передовых городов древнего мира можно посетить ещё не раз.