Наша родина славится не только восхитительными местами, но и святыми, мистическими, важными моментами в истории. Многие не раз слышали о Занги-Ате, Парпи-Ате, а некоторые даже побывали в этих сказочных краях.
Сегодня наша компания отправляется по святым местам, чтобы притянуть удачу, снять порчу и даже получить исцеление от недугов. Поехали!
Четыре остановки, четыре важные точки на карте Узбекистана, о которых вы уже никогда не забудете.
Первая остановка – Занги-Ата. (Предупрежу сразу, в тексте не будет слов из википедии интернета, только то, что нам рассказал мулла или смотритель данного места).
Маршрутка останавливается, и пройдя пешком через ворота, глазам открывается высокий минарет, высота которого составляет тридцать один метр. Арки над каждым входом задерживают на себе взгляд. Оттенки синего, голубого и белого переплетаются в чарующий ансамбль мусульманской архитектуры. От центрального здания сворачиваем обратно и влево, направляемся к кладбищу. За ним расположена гробница жены Занги-Аты Анбар-Ана. Навес, скамейки по краям перед самим зданием с гробницей и мулла, готовый рассказать о жизни удивительного человека и помолиться за здоровье присутствующих.
- Занги-Ата родился в Самарканде, в эти края пришёл паломником. Его кожа была очень тёмного оттенка, отсюда и имя «занги» - значит темнокожий. Он был проповедником и духовным наставником. Его рост составлял три метра, а размер ноги был настолько огромным, что ему приходилось ходить босиком. Куда бы не направился Занги-Ата, он везде брал с собой четырёхметровый посох. Вскоре он женился на принцессе Анбар-Ана, которая будучи вдовой уже имела троих детей. А Занги-Ата так и не смог иметь своих детей. Анбар-Ана была очень дружна со своей свекровью от покойного мужа и после смерти их обеих похоронили в одном склепе. Супруга Занги-Аты была покровительницей плодородия и материнства. Женщина, которая подметёт веником у её гробницы, вскоре забеременеет и станет матерью здорового малыша. Занги-Ата умер в возрасте восемьдесят шесть лет, а его жена пережила его на целых четырнадцать. Мавзолей построил сам Тамерлан по проекту, что приснился ему во сне.
Мулла говорил на узбекском, и кто понимал, переводил для незнающих. Помолились.
Дальше идём к самой гробнице Занги-Аты. По краям от центральной двери, расположены множество дверей поменьше, за каждой сидит мулла и читает молитвы от сглаза, на здоровье и удачу. Несмотря на то, что почти вся наша группа состояла из русских, приятно видеть, как все соблюдают и уважают традиции. Складывают руки чашей, а потом словно умываются.
На выходе с территории Занги-Аты на душе становиться легче, мысли принимают оптимистичный настрой. Одним словом – святое место.
Садимся в маршрутку и направляемся к месту с не очень хорошей историей. Место затерялось в горах, размылось селями и окружено скалами из ракушек. Парпи-Ата. Недалеко от города Красногорск расположилось место ещё одного святого. Парпи-Ата – дословно переводится, как лысый отец. Он долго скитался по горным и пустынным землям в поисках семьи и дома, и так и не найдя, взмолился богу. И бог ответил ему. Сказал, построить дом, в том самом месте, где находился, вырыть колодец и вырастить сад. И вскоре, Парпи-Ата нашёл своё семейное счастье и получил дар исцелять людей. Покинув эти земли, он отправился паломником с целью помогать другим, а на месте его дома появилась мечеть. С годами люди превратили святую землю местом чёрных дел ради наживы. Резали чёрных петухов, проводили обряды проклятий. По легенде, со скалы сорвался край и придавил мечеть, оставив лишь купол, который убрали. Так, бог дал понять, что не допустит чёрных обрядов на священной земле.
Место холодное и немного пугающее. Воочию можно увидеть сад Парпи-Аты и колодец, что он вырыл. Вода в нём обладает целительными силами. А если подняться на гору, напротив той, где располагалась мечеть, то на самом верху, привязав ленточку, загадываем самые сокровенные желания. По пути, есть сквозное отверстие в горе, называется бешик. Женщинам желающим забеременеть или для лечения, нужно полежать несколько минут в этом самом бешике. Лечит! Многие, кто уже бывал в этом месте, утверждают о волшебной силе горы.
Спускаемся и пролазим через другое отверстие. Тут, волшебное окошко для тех, кто собирается что-либо начинать. Трудно, узко, но кто сказал, что в жизни всё так легко даётся?
У самого подножья горы, нас встречают местные смотрители. Поют горячим чаем, угощают слоёной лепёшкой и все вместе молятся. А мы, направляемся дальше.
Третья остановка вблизи города Алмалык и тоже названа в честь Парпи-Аты. Куда только не приходил этот человек, ему везде воздвигали мечети, а земля начинала носить священный характер. От этой святыни к сожалению, тоже почти ничего не осталось. В скалах была пещера, в которой останавливался святой, но в советские времена, властям не очень нравилось большое стечение паломников, и был отдан приказ взорвать пещеру. На месте входа, после взрыва выросло дерево-рогатка. Если его обойти три раза, будет крепкое здоровье.
Одни из больших валунов, обладающего сильным энергетическим полем, поставили в беседке, для приходящих. Он исполнят желание, если, не отрывая руки, обойти его против часовой стрелки. Поднявшись выше по горе можно увидеть странный камень, напоминающий трон, сидящий на нём мужчина, получит достаток и денежную прибыль. Камень напротив него лечит больную спину и голову. Нужно ли говорить, какие очереди выстраиваются, чтобы просто прикоснуться к нему.
Спускаемся и идём дальше, нас встречает стол, на котором горками лежат сувениры от сглаза, на удачу и для защиты. Браслеты, кузминчёки, булавочки, глазки, благовония. Цены, намного ниже Ташкентских.
А дальше, ещё один колодец. Пить с него нельзя, только умываться. Вода очищает от плохих мыслей, настраивает на всё хорошее. Вокруг речка и камыши. Мозг расслабляется и позволяет всему дурному испариться вместе с каплями воды на лице.
И снова, горячий чай, лепёшки и, милая женщина с хлыстом. Говорят, она сильная провидица и может рассказать о самом сокровенном. Многие уходили от неё со смятением на лице, а некоторые с улыбкой облегчения. Всем досталось кнутом по спине, не больно, для очищения и профилактики.
Маршрутка, дорога, кто-то уже засыпает от долгой поездки. А кто-то ждёт последнюю остановку.
Кырккиз. Место с говорящим названием «сорок девушек». По преданиям у одного шейха было сорок дочек, и во время войны, желая заполучить поддержку других шейхов, он решил отдать своих дочерей замуж. По дороге, когда их везли сватать, девушки взмолились богу, чтобы он сделал их свободными навсегда. И бог превратил их в сорок ручейков, бегущих с гор. Каждый ручей лечит от определённой болезни, и сюда приезжают, чтобы набрать воды и загадать желание. В самом конце тропинки, идущей через ручьи, расположился природный колодец.
Если девушка желает выйти замуж, то ей нужно бросить в воду любимое зеркальце. А если кто-то хочешь загадать желание то, бросить монетку. Но здесь не всё так просто. После того, как бросил монетку, нужно достать чужую и сохранить, пока твоё желание не исполниться, а потом, вернуть её обратно в колодец. Монетку выбирают, приёмом, ту, что «смотрит» на тебя. Всё бы ничего, но! В воду наступать ногами нельзя, можно опускаться руками. А глубина у колодца внушительная. Но разве наши желания не стоят того, чтобы намочить одежду? Кто-то ради успеха даже окунулся с головой, и его пришлось вытаскивать за ноги. А кто-то, уже вернулся, чтобы бросить монетку обратно, так как получил своё «долго и счастливо». Тихая очередь медленно продвигается к воде и обратно. Каждый, что-то своё просит у колодца и обязательно от всего сердца. Желания с плеском погружаются в воду.
Атмосфера поездки сказочная. Вся группа получила впечатления на всю жизнь, подружилась между собой. Обедали в кафе в Алмалыке, закрепляя магию святых мест.
По дороге обратно, изменяя привычкам, никто не спал. Смотрели на хлопковые поля, цвета какао и молока, поля кукурузы и голубое, чистое небо Узбекистана. А впереди ждут дела, работа, дом, но иногда стоит «остановиться» от рутинного потока и замереть, где-нибудь на краюшке страны, чтобы помолчать с горами и ветром. Сдуть с души пыль обыденности и стать немного чище.