Живя на отдалённом, бесплодном острове, наделённом небольшим количеством ресурсов, рапануйцы должны были сочетать гениальный дизайн с безупречной скульптурой, чтобы перемещать массивных моаи без какой-либо техники. Статуи высотой до двух этажей, повёрнутые спиной к неспокойному Тихому океану, пустыми глазницами, когда-то украшенными белым кораллом и красным шлаком, вечно смотрят на остров Пасхи.
На их телах были выгравированы загадочные символы, а лица с выступающими бровями и удлинёнными носами казались одновременно утешительно человеческими и грозно божественными.
По острову Пасхи, или Рапа-Нуи, как его называют островитяне, разбросано 887 моаи, а 15 из них стоят на постаменте Аху Тонгарики, самом большом церемониальном сооружении на отдалённом чилийском острове. Глядя на непомерно большие головы и безногие туловища, трудно представить, как эти гигантские монолитные фигуры весом до 88 тонн, построенные не менее 900 лет назад, вообще могли попасть сюда. Исследователи долго ломали голову над тем, как эти увесистые моаи вручную перевозились по острову. Было предложено несколько теорий, в том числе использование брёвен для перекатывания статуй и даже надуманная вера во внеземную помощь.
Однако кажется, что секрет кроется в сочетании гениального дизайна и безупречной скульптуры, что позволило этим человекоподобным статуям стоять прямо и раскачиваться из стороны в сторону, управляясь верёвками, что давало статуям возможность «ходить». Движение было бы похоже на шарканье холодильника, который перемещают в положении стоя, при этом каждая сторона движется вперёд по одному дюйму за раз. «Но рапануйцы [полинезийские народы, коренные жители Рапа-Нуи] пошли дальше и фактически вырезали основание статуй и добавили определённые углы, чтобы они стали лучшей версией для перемещения», — объяснякт Карл Липо, археолог, специализирующийся на моаи и ведущий автор исследования 2013 года о том, как двигались статуи.
По словам Эллен Колдуэлл, профессора истории искусств в колледже Маунт-Сан-Антонио в Калифорнии, которая имеет опыт в древнем океаническом искусстве, это было первое исследование, в ходе которого удалось успешно «пройтись» по пятитонной копии, а предложенная теория ходьбы «сочетает в себе устную историю и науку». Она отмечает, что ходячие статуи являются частью устных традиций рапануйцев, а слово «неке неке» на языке Рапа-Нуи переводится как «ходьба без ног»; и говорит, что именно эту фразу и подобные устные рассказы вспоминают старейшины и потомки Рапа-Нуи, отвечая, как моаи перемещались на огромные расстояния без какой-либо техники.
Фото: bbc.com
Детские стишки рапануйцев также рассказывают истории о ходячих статуях; а легенды гласят, что вождь, обладающий маной, или сверхъестественной силой, помогал моаи ходить. «Устная традиция острова говорит о том, что моаи идут от места, где они были созданы, до конечного пункта назначения по вершине алтаря», — говорит Патриция Рамирес, которая живёт на Рапа-Нуи с пяти лет и теперь работает там в качестве туристического гида. «Традиционно единственным способом передачи истории на острове были песни, песнопения, игры и поэзия. Существует множество песен и историй предков, в которых рассказывается о ходьбе моаи».
Однако, хотя местные жители давно говорят о том, что они ходят, иностранным учёным потребовалось более двух столетий, чтобы принять этот способ транспортировки моаи.
«На самом деле просто европейцы и другие исследователи как бы говорили: «Нет, должны были быть другие пути, этого не могло быть», — говорит Липо. «Мы не могли думать о перемещении статуй без участия многих людей. Это оказалось неправдой. Археологические данные действительно указывают на это».
Почти все статуи были созданы в вулканическом карьере Рано Рараку, а затем перевезены на каменные постаменты (известные как ахус) в разных точках побережья острова. Исследование Липо показало, что недостроенные статуи в каменоломне и заброшенные статуи, лежащие на обочине дорог острова, т. е. те, которые нужно было переместить, имели более широкое основание относительно ширины плеч по сравнению со статуями, стоящими на ахусе. Они также значительно наклонены вперёд примерно на 17 градусов, в результате чего центр масс находится прямо над закругленным передним нижним краем. Эти корректировки позволили статуе перекатываться из стороны в сторону и перемещаться в конечное место. Эти особенности указывают на то, что моаи были смоделированы по образцу «нашего собственного способа ходьбы», говорит Липо, объяснив, что, когда мы идём, то поворачиваем бедро и подаёмся вперед. «Рапануи, по сути, создали структуру, которая могла делать то же самое. Когда статуя наклоняется вперёд, она падает и движется вперёд, чтобы сделать шаг».
Фото: bbc.com
Ходячие моаи должны были поддерживаться и направляться верёвками, при этом группа людей рапануи с каждой стороны статуи шла по ступеням, а небольшая группа позади стабилизировала движение. Как только статуя достигала своего аху, резчики по камню вырезали глаза и изменяли форму основания, чтобы отрегулировать центр масс, позволяя статуе стоять вертикально самостоятельно. По словам Липо, почему рапануи решили ходить со статуями, а не тащить их или катать по брёвнам, сводится к практическим соображениям. Вес скульптур раздавил бы брёвна, а перетаскивание таких огромных моаи потребовало бы огромной рабочей силы. На отдалённом, бесплодном острове, наделённом небольшим количеством ресурсов, ход статуй был бы эффективным методом. «Это техника, которая позволила создать и переместить моаи с наименьшими затратами. Люди Рапануи сделали это в рамках ограничений острова, в основном благодаря сотрудничеству и изобретательности», — сказал он.
Создание ходячих статуй происходило методом проб и ошибок. По словам Липо, в карьере Рано Рараку и вокруг него осталось около 400 статуй, находящихся на разных стадиях завершения, что свидетельствует о том, что резчики по камню использовали долину в качестве художественной лаборатории для экспериментов с различными прототипами, прежде чем найти тот, который можно было бы эффективно перемещать. «Это действительно документирует историю мастерства, экспериментов, попыток и неудач», — добавил он.
Когда статуя была готова, её выводили из долины и направляли к её аху. Древние дороги, ведущие из Рано-Рараку, были вогнутыми, что помогало и поддерживало раскачивание моаи из стороны в сторону.
Однако не все моаи добрались до своего ахуса — некоторые теряли равновесие по пути и кувыркались с дороги.
Посетители карьера увидят руины десятков заброшенных статуй, разбросанных по внешним склонам и обочинам дорог; это лучшее место на острове, где можно увидеть огромное количество созданных моаи.
Фото: bbc.com
Исследование Липо показало, что у этих упавших моаи есть переломы, соответствующие падениям из вертикального положения стоя, что подтверждает теорию о том, что они ходили. Как только статуя достигнет места назначения и будет изменена форма, позволяющая ей стоять прямо, её поднимут на аху. В то время на моаи иногда надевали каменные шляпы, называемые пукао, чтобы придать им аринга ора (живое лицо) или, другими словами, «их человеческую форму», — говорит Джо Энн Ван Тилбург, археолог, специализирующаяся на наскальном искусстве Рапа-Нуи.
Для рапануи было важно иметь человеческий вид, так как моаи использовались в ритуалах для умерших и в честь вождей рапануи.
По словам Рамирес, рапануйцы считали, что мир живых и мёртвых непрерывен. «Они не довольствовались только символическими воспоминаниями о своих предках — они хотели иметь физические изображения, чтобы представлять их», — добавляет она. «И это то, что представляют собой статуи моаи. Это лица умерших предков». Липо отметил, что резчики по камню, возможно, пели церемониальные песни во время хода статуй, чтобы поддерживать ритм движения, с разными песнями для фигур разного размера, чтобы соответствовать темпу движения моаи.
Однако мало что осталось от устной истории народа рапануи, чтобы подтвердить это. «Многие песни и рассказы были утеряны из-за колонизации и миссионерства», — говорит Тилбург. «Первый контакт с европейцами опустошил их культуру. Та же история на всех полинезийских островах». Несмотря на то, что научные исследования дали ответы на многие из самых загадочных вопросов о моаи, отсутствие устной и письменной истории окутывает Рапа-Нуи мифами. Но именно этот элемент таинственности привлекает десятки тысяч туристов каждый год — в первую очередь к этой отдалённой точке острова.
Фото: bbc.com
В этом прекрасном месте легко представить 15 статуй на Аху Тонгарики, катящихся бок о бок по бесплодной земле, небесное пение наполняющее воздух. Тем не менее, пройдя по древним грунтовым дорогам этого южно-полинезийского острова, эти гигантские моаи сегодня стоят неподвижно и безмолвно, их конструкция красноречиво говорит об изобретательности их прошлых создателей.