Горы, которые возвышаются у Каррары и Пьетрасанты, покрыты снегом. Но белые пятна на склонах гор - не снег, а обломки мрамора с близлежащих каменоломен. Эти горы в Апуанских Альпах, в Тоскане, расположенные на северо-западе Апеннинского полуострова. Они - настоящее геологическое чудо, ведь это горы из мрамора. Больше нигде в мире нет таких огромных запасов этой благородной горной породы.
Уже во времена античности люди добывали здесь камни и делали из него колонны, плиты, покрытия на пол, а также превращали его в прекрасные скульптуры. Гигантские залежи мрамора, опыт и профессионализм мастеров, развитая технология обработки - все это способствовало тому, что эта окрестность стала мировым рынком камня. Кроме местного сырья, здешние мастера используют для своих работ мрамор, привезенный из многих уголков мира. Сюда он попадает через порт Марина-ди-Каррара. Готовые изделия из мрамора экспортируются в разные страны.
Древние традиции добычи мрамора
Еще
древние римляне использовали местный камень для строительства домов и изготовления скульптур. Лучшим считался белый мрамор Каррары, из которого делали особенно хорошие статуи.
Фото: italymagazine.com
Древние методы добычи камня за много веков почти не изменились: в природные трещины или углубления в породе забивают деревянные клинья, а потом поливают их водой. Клинья постепенно разбухают, потом откалывают каменный блок от скального массива. В середине XVIII столетия для получения камня стали применять взрывчатые материалы. Но при таком методе существует один недостаток: от взрыва уничтожается слишком много породы, так что пригодной для использования остается лишь треть камня.
Огромные куски мрамора, которыми усеяны склоны гор и которые издали напоминают снег, - это свидетельство прежних методов добычи этого камня.
Можно себе только представить, как трудно и опасно было свозить на санях с крутых гор эти огромные монолиты. В одной публикации объяснено: «Если канат, который привязывали к саням, рвался, то для руководителя работ это означало верная смерть. Ведь он стоял перед каменным блоком и руководил рабочими, которые спускали груз вниз.»
Нынешние методы, безусловно, гораздо более совершенные. Я провел в окрестностях Каррары один день и немного ознакомился с тем, как в наше время добывают и обрабатывают мрамор. Позвольте рассказать.
В каменоломни
В Карраре, в одном из цехов, где обрабатывают мрамор, я знакомлюсь с Джованни, который покажет мне каменоломню. В таких цехах сохраняют сотни мраморных глыб, которые аккуратно сложены друг на друга. Их или продают, или изготавливают из них различные изделия. Специальные машины распыляют эти глыбы на отдельные плиты, машины - полируют их. Когда-то вся эта работа выполнялась вручную.
Мы садимся в авто к Джованни и едем. Вскоре выезжаем на крутую извилистую дорогу, которая приводит нас к узкой долине, усеянной обломками белого камня. Здесь видим, как с горы, натужно ревя моторами, спускаются грузовики с гигантскими каменными глыбами. Эти машины могут везти до 30 тонн мрамора.
За одним из поворотов перед нами открывается высеченная в горе белая стена, которая поражает своими размерами. Она состоит из многих гигантских ступеней, то есть террас, каждая из которых высотой от 6 до 9 метров. Джованни останавливает свой автомобиль на одной из террас.
Выходим, рассматриваем. Оказывается, что это лишь одна из многих каменоломен в этой долине. Вокруг - другие гигантские белые стены, высеченные в скалистых горах. Некоторые из них возвышаются за сотни метров выше нас. Недаром это место названо «великим, но страшным» видом.
Фото: community.emlid.com
Вдруг мое внимание привлек шум бульдозера. Оснащен большим, похожим на зубило инструментом, которым он работал на нашей террасе и как раз переворачивал на другую сторону огромный кусок камня. Этот блок с идеально ровными краями имел примерно 11 метров длины, 2 метра ширины и 6 высоты. Он упал на подстилку из небольших обломков мрамора, которую подготовили специально для того, чтобы при падении он не раскололся. Но как из скального массива вырезают такие блоки?
Ответил на этот вопрос отец Джованни, Франко, который всю жизнь проработал
на карьерах. Он показал водоворот, который приводил в движение длинный стальной трос. Этот трос делал вертикальный разрез в тыльной стене уступа, на котором мы стояли. Франко объяснил: сначала в уступе сверлят горизонтальное отверстие толщиной 8 сантиметров, а потом делают другой, вертикальный. Эти два отверстия должны пересечься, так чтобы через них можно было протянуть стальной покрытый алмазами трос, который должен создать кольцо. Его туго натягивают и запускают в движение - электромотор на большой скорости протягивает трос через отверстия, и он постепенно разрезает мрамор. Когда сделаны все необходимые разрезы - вертикальные и горизонтальные - образуется блок, который сбрасывают с уступа. Затем блок тем же тросом разрезают на несколько меньшие куски для перевозки.
В местных цехах эти блоки превратят в различные изделия - строительные конструкции, кафель и др. Как в прошлом, так и сейчас, мрамор из Каррары используется в основном в строительстве.
Фото: bellaitaliatour.com
В некоторых цехах изготавливают на заказ покрытия для полов и элементы внутреннего или внешнего декора зданий. Другие специализируются на изготовлении облицовки для каминов, ванных комнат, столов. В разных странах мира этим замечательным камнем с неповторимыми узорами и цветами украшают улицы города, частные и общественные здания, в том числе культовые сооружения, музеи, торговые центры, аэропорты и небоскребы.
Интересно было узнать, как применяют мрамор в строительстве, но не менее интересно узнать, что делают из него различные художники-скульпторы. Поэтому вторую половину дня я провел в Пьетрасанта.
В мастерских скульпторов
«Посетите мастерскую скульпторов, - приглашает туристический путеводитель по Пьетрасанта, - и они с радостью покажут вам свое умение». Пьетрасанта - приветливый небольшой поселок, где я могу запросто зайти в несколько мастерских, расположенных в его средневековом центре или неподалеку, и с восторгом осмотреть замечательные произведения местных художников.
Здесь я встречаю скульпторов из разных стран, которые упорно создают что-то свое, неповторимое. Местные мастера, с покрытыми белой пылью руками и лицом, в основном занимаются изготовлением статуй из гипсовых моделей. Выставочные залы при мастерских до отказа заставлены готовыми изделиями, сделанными в классическом стиле или в стиле модерн. Такое ощущение, будто попадаешь в переполненный экспонатами музей.
Фото: nytimes.com
Чтобы вырезать статую, мастеру нужно довольно долго трудиться. К примеру, двухтонный блок мрамора сначала проходит грубую механическую обработку. Так делаются общие контуры будущей скульптуры. После этого мастер в течении 3-5 месяцев тщательно и старательно завершает работу. С такого блока за все время надо устранить тонну лишнего мрамора. Когда-то главными инструментами мастеров были молотки, зубила и пилы. Сейчас работают дрелями со шлифовальными камнями и пневматическими зубилами - «меньшими братьями» отбойных молотков. Эта машинерия ускоряет работу, хотя детали надо же заканчивать вручную. В результате такой кропотливой работы получаются очень красивые изделия.
Во многих местах древнее искусство обработки мрамора на сегодня уже пришло в упадок. Однако в окрестностях Каррары и Пьетрасанты оно живет. Большие запасы мрамора, многовековой опыт здешних мастеров, а также художники, которые со всего мира приезжают сюда перенимать местные традиции, способствуют славе этого уникального места. Недаром его называют «большой мраморной академией».