Расположенный на правом берегу Волги небольшой городок Плёс отличается особой живописностью. Место здесь гористое, покрытое лесом, из-за чего Плёс называют волжской Швейцарией, а также "жемчужиной Волги".
По преданию, на месте Плёса в глубокой древности существовал город Чувиль. В 1410 г. сын
Дмитрия Донского московский князь Василий Тёмный "повеле рубити градо Плёсо". Так на высоком крутом холме появилась крепость - деревянные стены и башни, стоявшие на земляном валу. Предназначенная для усиления обороны Костромы, она в 1429 г. была сожжена татарами, после чего её вновь отстроили.
Выдающийся пейзажист
И. И. Левитан полюбил городок с первого взгляда. Почти три года (1888-1890) он подолгу работал в Плёсе, написал множество картин и этюдов.
Плёсские годы стали самыми светлыми в короткой жизни художника. Здесь он написал полотна "Вечер. Золотой Плёс", "У омута", "Свежий ветер", "После дождя. Плёс", "Тихая обитель".
Работы Левитана способствовали необычайной популярности городка, дивные окрестности которого стали посещать видные русские художники - В. В. Верещагин, А. В. Маковский, Г. К. Савицкий и другие.
Но все же открыл Плёс для русской культуры именно И. И. Левитан. Здесь, на высоком холме под излучиной великой русской реки, в 1748 г. была поставлена маленькая, неприметная на первый взгляд Петропавловская церквушка. Подобные ей храмы в изобилии стояли в селах по всей России. Однако именно плёсовской церкви выпала великая честь быть увековеченной и выступить в виде обобщенного образа скромного сельского храма.
Великий живописец, И. И. Левитан, увидев церковь впервые, был заворожен: настолько задушевен, типичен и прост был её образ! День за днем он делал с нее эскизы, а затем изобразил ее в одной из своих лучших картин "Над вечным покоем".
Позже гору, где стояла эта церквушка, назвали "горой Левитана". Из памятников города следует отметить обелиск - памятник основателю Плёса князю Василию Тёмному, который был сооружен в 1910 г. в честь 500-летия города.