Меня зовут Рустам, мне 23 года, и я работаю в САЮГе (социальное адаптирование юных граждан). Работа не пыльная и местами довольно скучная, так как многие к своему шестнадцатилетию уже знают, чего хотят и как этого добиться. Моя же работа заключается в том, чтобы сопоставить их цели с внутренним миром и врождёнными качествами, и определить, где и с какими людьми им будет комфортно. Прошли годы, прежде, чем мы поняли, что если человеку не помочь с местом в обществе в нужное время, то потеряем его как личность, и потому создали САЮГ, место, откуда подростки выходят полностью готовыми ко взрослой жизни.
Новый Ташкент, 2526 год. Если бы я только мог описать всю красоту нашего города словами, то мне не хватило бы и недели беспрерывных рассказов, уж слишком он огромен и величественен. Высокие и изящные здания, тянущиеся до самых небес, густые парковые зоны на крышах, такси-беспилотники снующие по воздушным путям среди домов, и люди, такие чистые и светлые, что могли бы освещать улицы в тёмное время суток.
Сегодня на рабочем месте было скучно, хотя я всем старательно улыбался. Работа! Правда в нашем отделе были случаи, когда к нам поступали люди с «неправильно» настроенным мышлением. (Чего только я тут не слышал!) Говорили о поэзии, искусстве, истории и ещё о многом запрещённом. У нас нет истории! Мы живём только будущим! Только вперёд - наш девиз.
С утра поступило только три заявки и я (если честно) думал о вечернем матче в кювербок. Надеюсь наши снова выйдут в финал. Но, надо приниматься за работу.
Первым был парень по имени ДжамИ, шестнадцать лет, старательный и вежливый, но не бережливый. Мечтает стать инженером. Я провёл рукой над голографической панелью передо мной и добавил данные о Джами. Система тут же выдала список людей, с которыми необходимо познакомится парню и ряд предлагаемых вакансий на работу. Передав ему список, мы попрощались, и он направился в следующий кабинет, на диагностику здоровья.
Потом были близнецы, решившие стать хирургами. Так… учебные заведения на отлично, общительные, выносливые, все данные соответствуют их стремлениям. Через три минуты они довольные покинули мой кабинет, чтобы возможно стать великими врачами.
По списку следующая была девушка по имени ЗулИ, но она не входила в кабинет, хотя я был в курсе, что девушка в здании. Выждав десятиминутную паузу, я выглянул за дверь моего кабинета. На мягком белом мини-креслице пождав под себя ноги, сидела прекрасная пери с опущенной головой. Я удивился сам себе, употребив в мыслях такое непонятное слово «пери». Я даже толком не понимал, что конкретно оно обозначает, но точно подходит этой юной девушке. Чёрные, цвета вороньего крыла волосы были распущены и почти доходили до пояса (хоть в наше время их принято туго собирать на затылке), изящно тонкие руки и … в моей памяти начали всплывать строки каких забытых стихов или это были даже не стихи, а песня:
Средь гор и скал она возникла, как ручей-
Быстра, свежа, но с молчаливостью ночей.
Её лицо луне подобно среди туч,
Когда из тьмы на волю рвётся белый луч.
Как звёзды в небе её светятся глаза,
А тело гибкое, как виноградная лоза.
Уста сравнимы с персиком в цвету,
Который лепестки роняет на ветру.
Я встряхнул головой и сел рядом в маленькое креслице. Она очень выделялась на фоне белых стен и светлой мебели, даже её платье было не бежевым, как принято у всех, а с каким-то красноватым оттенком.
- Привет! Почему ты не зашла? - спросил я, глядя не на девушку, а на дверь своего кабинета. С минуты две она молчала, а потом шёпотом ответила:
- Я боюсь.
- А знаешь, я тоже немного боюсь. То вхожу в кабинет, то выхожу, - ляпнул зачем-то я.
- Вы тоже не знаете, чем должны заниматься? - спросила Зули, поднимая голову.
Вот тут я растерялся, что сказать-то? Мне до этого ни разу не задавали таких вопросов. Обычно уже детьми мы к чему-то тянемся и делаем неосознанный выбор дальнейшего рода деятельности. А тут такое!!! Говоря простым языком, она не понимает себя и ей до сих пор в этом никто не помог. Куда смотрели если не учителя, то родители? Я встал.
- Может, тогда спустимся в кафетерий и подумаем, как тебе можно помочь?
Она посмотрела на меня не то с опаской, не то с интересом, но всё-таки встала, соглашаясь идти со мной. Мы спустились на два этажа, причём пешком. «Пери» сама направилась к аварийной лестнице, абсолютно игнорируя находящийся рядом лифт. Я был уверен, что наверх она поднималась тоже по лестнице.
Мы сели за столик и нам принесли два стакана с прохладными напитками ярко изумрудного цвета. Зули была, как натянутая струна, готовая в любой момент лопнуть. Я не знал, как разрядить обстановку и просто улыбался ей. Похоже, пора меня увольнять, я совсем не справляюсь со своими обязанностями.
- А, что наши предки любить пить при встречах? - глядя в стакан, спросила она.
Пить? При встречах? О чем это она? Но я уже почему-то доставал из кармана штанов портативный МИУ (Малое Информативное Устройство). На дисплее высветилось меню, и я дотронулся пальцем до раздела истории.
- МИУ, что пили наши предки при встречах?
- Древние узбеки, а также другие народности, проживавшие на территории средней Азии из всех напитков, предпочитали пить зелёный чай. Чай, как тонизирующий, согревающий и насыщенный антиоксидантами напиток из высушенных листьев, предпочитали пить в любое время суток, в любой компании и даже в одиночку. – Мы молча выслушали, то что нам поведал МИУ приятным женским голосом и синхронно заглянули в свои стаканы.
- Вот бы его попробовать? – мечтательно произнесла Зули. И тут я сам не знаю зачем, вместо того, чтобы собрать данные о девушке, задал вопрос МИУ:
- МИУ, а где можно выпить чай?
- В Новом Ташкенте уже не осталось мест, где подавали бы чай. Но в закрытом «Музее древностей» остались экспонаты чаепития, отлично показывающие всю эту церемонию.
Зули отстранила свой стакан, так к нему и не притронувшись.
- А где находится этот музей? - с заговорческим шёпотом спросила она. В её глаза появилась искорка, которой я не видел ни у кого из своих знакомых. На щеках заиграл детский румянец. Ох, что со мной происходит? Я должен просто отвести её в свой кабинет и расставить точки над i. Все правила моей работы я прекрасно знаю, так что же мне делать? Я пристально посмотрел в глаза «пери» (вот же прицепилось это слово), искорка, бушевавшая там до этого, начинала угасать, румянец снова приобретал бледный оттенок. Я встал из-за столика, на принятие решения у меня ушло секунд семь и тут я понял, что назад дороги не будет. Я нарушаю правила и подрываю устои нашего идеального общества. Мне должно быть совестно и стыдно, но, если честно сильнее хотелось увидеть этот странный музей. Видать на моём лице отразились все обуревавшие меня эмоции и Зули распознав их, встала и приготовилась идти, куда бы я не направился. Мы вышли из здания САЮГа, что бы никто не увидел, чем мы занимаемся.
- МИУ, как добраться до Музея Древностей?
- Музей Древностей располагается в черте Старого Ташкента в бывшем Государственном музее истории Узбекистана в центре города.
Я вызвал такси и несколько минут мы молча ждали. Но уже сидя в беспилотнике, я спросил девушку:
- А почему ты сама до этого не поинтересовалась чаем через МИУ?
Она пожала плечами и скромно ответила:
- Я не умею.
- Как так?! - изумился я, - Ведь этому учатся ещё в спец. группах юного формирования!
- Меня воспитывали дома бабушка с дедушкой. Они считают, что наше общество должно стоять лицом не только к будущему, но и периодически оглядываться в прошлое. - сказав это, девушка резко замолчала, поняв, что сказала лишнее.
- Так, это твои родители выступали на площади Идей за цветные одежды? - И тут я окончательно понял, что теперь мне точно придётся увольняться, так как я не достоин своего рабочего места. Я так глубоко задумался, что, когда голос из беспилотника сообщил о приближении к месту назначения, мне стало дурно. Девушка сидела в неподвижном состоянии словно кукла и смотрела вперёд невидящим взглядом.
Так, сейчас зададим обратный маршрут, вернёмся в САЮГ, и я сдам эту девушку местным властям. Но тут, я увидел Старый Ташкент.
Я ни разу в жизни не видел Старого Ташкента. Он находился в дали от Нового и нам просто там не чего было делать, хоть поездки туда и не запрещены. Вместо огромных белых небоскрёбов нашим взорам открылись невысокие разнообразные по стилю здания. И хоть дома не были одинаковыми, во всех проскальзывал какой-то определённый архитектурный стиль. И стены!!!! На нах были мозаичные картины огромных размеров, изображающие парней и девушек в цветных одеждах и с непонятными инструментами в руках. Город был стар и заброшен, и многое просто обвалилось, но то что начало открываться, было ошеломляющим. Такси остановилось и сам не зная зачем, я вышел, совершенно забыв о том, что три минуты назад хотел обратно в САЮГ. Деревья росли вдоль дорог и скорее всего так и было задумано. Мы с Зули не сговариваясь вместе пошли по бывшей дороге не в силах скрыть изумление. Очень заинтересовал наземный транспорт, попадавшийся на глаза то тут, то там. Как он передвигался? И на чём? В груди возникло странное чувство, вроде всё так интересно, и в тоже время ты знаешь, что так не положено. Плохо!
Зули остановилась и дёрнула меня за рукав кофты. Мы стояли около странного квадратного здания, стены и окна которого покрывали вставки с узорами, а ко входу вела огромная каменная лестница с широкими ступенями. Но Зули твёрдо решила, что нам сюда. Куда сюда? Я домой хочу, это всё неправильно! Перед нами были три некогда деревянные двери, но время и стихии не смогли полностью уничтожить рисунок, который скорее всего был вырезан прямо на цельном куске дерева. Работа поражала.
- Я слышала, что раньше мастера делали это вручную! - с восхищением, произнесла Зули и потянув одну из дверей, скрылась в полумраке.
- Ах, ты ж! Куда ты? - крикнул я уже пустому дверному проёму. Я побежал за ней спотыкаясь о сгнившие доски и мусор под ногами. Внутри было сыро, темно и пахло чем-то старым и ветхим, как мне показалось. Я был в огромном холле. Верхний этаж похоже весь обвалился и холл был наполнен мягким светом, проходившим через остатки крыши. И опять перед нами появились ступени. Эти были из мрамора. По бокам с двух сторон я заметил четыре колонны чёрного цвета, они тоже были покрыты мелкими узорами. Было тяжело дышать из-за большого количества пыли. Я снова захотел домой, чтобы быть правильным гражданином. А Зули, ловко скакала среди обломков потолка и стен, и казалось предела её счастью не было конца. Вдруг резко остановившись она подошла ко мне и тихо спросила:
- А как тебя зовут?
Ну надо же, я даже не представился?!
- Рустам.
- Рустам. Я нашла один не заваленный зал, пойдём посмотрим?
- Ты не правильная! Что ты хочешь здесь найти? То, что ушло уже невозвратимо, от прошлого никакого проку! Пошли к беспилотнику!
- Нет! Я лучше тут останусь, чем вернусь в вашу «правильную» жизнь!
Я вышел из музея и направился к такси, но в злобе пошёл не в ту сторону. Я злился, но совсем не хотел этого. Я хотел оставить её в Старом Ташкенте, но не мог, это неправильно. А привозить обратно – значит, ей будет плохо за содеянное. Как всё сложно! Остановившись у двора дома, я посмотрел на детскую площадку прямо на улице. Неужели люди прошлого позволяли детям гулять самим, а не отдавали их в спец. группы юного формирования, как принято у нас с рождения. Жизнь здесь протекала совсем по другим правилам. Какая она была эта жизнь? Свободная, непредсказуемая, полная спонтанных решений? Я вернулся к музею. На ступенях стояла «пери». На ней было что-то вроде халата, выцветшие радужные цвета которого плавно переходили один в другой, на голове шапочка, тоже некогда цветная. Как она была красива в этой одежде! Она же поняла мой взгляд по-другому.
- Они были в герметичном стеклянном шкафу. И время не тронуло их.
- А ты, как достала?
- Разбила, - глядя на мраморную плитку, произнесла Зули. И тут же встрепенулась, - Там такое! Тебе надо увидеть, а то не поверишь!
И я снова поплёлся в музей, спотыкаясь, кашляя от пыли и стараясь не упустить из виду свою спутницу. Мы пролезли под стеной, облокотившуюся на свою соседку под углом в сорок пять градусов и в лучах заходящего солнца мне открылась картина, да нет, целая стена, расписанная от пола до потолка.
- Видишь, какой статный и красивый. - сказала Зули, показывая на человека на коне, находившегося посередине панно. – Слева, наверное, послы других земель, а справа ученые. Видишь какие у них умные лица. И знаешь, так было не всегда, что человек с рождения должен быть кем-то одним, иногда приходилось менять весь уклад жизни, подстраиваясь под обстоятельства и в этом не было ничего плохого.
Я не мог оторвать взгляд от стены, поеденной временем, дождями и ветрами. Вид одежд был сказочным, а сам рисунок в натуральную величину пропитывал душу, чем-то сладким и приятным.
- А вот ещё! - Зули похоже совсем не собиралась расставаться с новыми вещами и несла мне длинную железную палку. – Это меч!
- Откуда ты знаешь, как это называется? – с недоверием спросил я.
- Мама с папой обучили некоторым словам, чтобы я могла читать старые книги.
- Но зачем читать книги, когда есть МИУ?
- С книгами всё намного интереснее.
Вот уж действительно неправильная девушка. Но какая красивая в этой шапочке. Я разглядывал «меч». Он был весьма тяжёлым для оружия, а драгоценные камни в рукояти мне казались излишним позёрством в бою. Но что мы собственно знаем о том, какие были бои прошлого и как в них сражались?
- А вот ещё! - она подвела меня к стеклянному коробу в котором, как я понял была просто большая книга. – Это Коран! - я просто, молча хлопал глазами, книга с закорючками. - Ну, Коран! - я опять хлопаю. Зули, как будто рыкнула и сказала: - Раньше эта книга считалась самой священной, её и читать-то могли не все.
Я отошёл от панно и чуть не врезался в стол с макетом домиков. Они были смешными и странными. Каждый домик был огорожен садиком с деревцами. Значит, у каждого жителя были свои деревья, да ещё и животные? Дико конечно, но в тоже время, это всё отдавало теплом и заботой. И тут луч солнца осветил угол, и мы с Зули потеряли дар речи.
- Это и есть чай? - спросил я, подходя ближе. Девушка кивнула и приблизилась в плотную к куклам в виде людей. Несколько «людей» сидели на столе с короткими ножками, а в середине был ещё один столик и тоже с короткими ножками. Мужчины были в плотных халатах, а девушки в платьях и штанах, но все отличались друг от друга. Надо ли говорить, что все были в шапочках. В руках у каждого были маленькие чаши, а на столике поменьше, что-то круглое непонятного цвета.
- Зули, ты знаешь, что это такое круглое у них?
- Что-то вроде хлеба, по-моему.
- Ооооо, – только и выдал я. У всех сидящих было довольное и счастливое выражение лица, насколько это можно было предать.
Солнце садилось и в музее становилось темно и неуютно.
- Нам пора возвращаться, - сказал я.
- А как же всё это? - голосом обиженного ребёнка спросила яркая «пери».
- Сними и оставь, – я видел, как в её глазах стояли слёзы, когда она снимала халатик и шапочку, и аккуратно его складывала на какую-то полочку. Когда мы садились в беспилотник было уже темно и Старый Ташкент погрузился во мрак.
- Знаешь, мне кажется люди, которые тут жили, были счастливы, - сказал я.
- Ты понял это! Мои бабушка и дедушка рассказывают удивительные истории из прошлого.
- Я бы хотел с ними познакомится, если можно? - и тут я понял, что моя жизнь уже никогда не станет прежней. Да мне и не хотелось. Я думал о Зули и о том, как бы нам рассказать другим о прекрасном мире прошлого, в котором мы побывали.