Шашечная игра
Игроки: 2 человека.
Принадлежности: специальная доска, набор шашек, фигурки для обозначения короля (хозяина) и принца (сына хозяина).
Очень любопытная игра родилась едва ли не на самом крайнем севере Европы – в Лапландии. «Дабло» – по-саамски значит «война».
Игра символизирует собой, имевшие место, конфликты между жителями северной части Финляндии – саамами (они же – лапландцы) и финнами.
Дело в том, что эти народы хоть и родственные, но вели совершенно разные образы жизни. Для оленеводов-кочевников саамов переселение на их земли финских крестьян было серьёзной проблемой: сокращалось жизненное пространство, ломались культурные устои и традиции. Поэтому дабло – это финско-саамское сражение.
Особенность этой игры в том, что в её механике якобы недалёкие умом лопыри (ещё одно название саамов) умудрились совместить правила таких игровых «грандов», как алькуерк, шахматы, европейские шашки, древнеримские латрункули и даже североевропейские «зажимные» шашки хнефатафл. В результате получилась игра похожая сразу на всё и в то же время ни на что непохожая.
Доска для дабло напоминает аналогичную для алькуерка. Правда, кое-где проведены дополнительные линии. Игровыми полями, на которых стоят шашки, являются перекрестья линий.
Фото: oakgames.com
Противостоят друг другу, как мы выяснили, финны и саамы. Названия у шашек-фигур разные, но игровые функции у них одинаковые. Основная часть армий – воины (у финнов – батраки). Особенными шашками являются король (у финнов – хозяин) и принц (у финнов – сын хозяина). В аутентичном наборе для игры – это шашки со специальным узором. Но их можно обозначать и шахматными фигурами - королём и ферзём, например.
Первый ход определяется жребием. Воины ходят по линиям только вперёд и в бок (в том числе и по диагонали), но рубить перепрыгиванием могут и назад. Возможна и серия взятий. Дошедший до последней диагонали воин фактически блокируется, так как в игре дамок нет. Такая шашка может ходить только вбок, да рубить назад.
Принц и король, как фигруры привилегированные, всё могут делать по желанию: ходить в любую сторону, не рубить (хотя такая возможность есть), прервать рубку при серии взятий. Очень важное уточнение при взятии шашек: воины не имеют права поднимать руку на короля и принца. Воины рубят только воинов. Следующий по рангу – принц. Он может рубить воинов и принца. Короля может срубить только король.
Задача в дабло - либо «убить» короля соперника, либо оставить короля голым (без армии), либо запереть все шашки врага (когда он не может сделать следующий ход).
За века развития у дабло появилось много разновидностей, которые выражаются в размерах игровой доски и расстановке шашек. Кое-где, например, отсутствует принц. Однако на правилах игры это никак не отражается. Классическим полем для дабло считается вариант из селения Прейесне.
Приятной игры!