Жаркий июльский день. Глубокое синее небо, яркое солнце слепит глаза. Группа ребят готовит площадку для предстоящего поединка. "Чего на них смотреть-то? - вопрошает попавшийся мне навстречу мужик явно неспортивного вида. - Морды щас будут друг другу бить. . . Кулачники! "
Ты не прав, мужик. Потому что на самом деле славяно-горицкая борьба - явление, которое никак нельзя втиснуть в рамки кулачного боя. Чтобы подтвердить сей тезис, совершим экскурс в историю.
На протяжении веков существовали на Руси такие соревновательные системы, как охотницкий бой (не от "охоты", а от выражения "оходчие люди" - профессиональные бойцы), бой "сам на сам", стеношная сходка, кулачный бой.
Всё и не перечислишь. Однако единой системы, которая объединила бы все эти методики, не было. Идея создания объединённого русского стиля созрела в 80-х годах. Александр Белов, ныне возглавляющий Национальный клуб древнерусских ратоборств, одним из первых заговорил о русской соревновательной традиции. Идея была воплощена в жизнь - в виде славяно-горицкой борьбы. Этому предшествовала работа с исторической литературой, экспедиции в русские деревни Западной Сибири, Урала, Тверской и Вологодской областей. Однако экспедиционный материал был не настолько обширен, чтобы стать основой системы. Помогли специалисты, откликнувшиеся на публикацию Белова, посвящённую проблеме русской соревновательной культуры.
Славяно-горицкая борьба построена на основе ведических знаний. Вселенная, по представлениям древних славян, была организована по принципу четырех углов: север - юг - запад - восток; утро - день - вечер - ночь; зима - весна - лето - осень и т. д. Так и в объединённом русском стиле существует четыре направления: штурмовой бой (или профессиональная уличная драка), классический бой, тотальный бой и военно-прикладной вид борьбы, включающий в себя систему стандартного пистолета, систему ножа и др. Количество стилей борьбы (их двенадцать) соответствует количеству месяцев года и частей вселенной, а число базовых элементов - дням года. Все 365 элементов записаны в Горицком своде, Генеральном уложении славяно-горицкой борьбы.
Люди, занимающиеся "горицей" достаточно долго и серьёзно, считают себя воинами. Есть сословие предпринимателей, есть - чиновников, а они причисляют себя к сословию воинов. Воинов по духу, по поведению, по культуре. Но не стоит путать такие понятия, как "воин" и "военнослужащий". Военнослужащий - это профессия, воин - определение человеческого самосознания. Правда, часто одно понятие накладывается на другое: среди профессионалов русского объединенного стиля немало служащих кадрового состава вооруженных сил, "контрактников" и "срочников".
Есть у воинов свои профессиональные имена, имена воинственных русов - Селидор, Зверополк, Доброслав. Существует и такое понятие, как профессиональный герб. Он даётся не просто так, за здорово живёшь, его нужно заслужить.
Для определения достойных этой чести устраиваются сословные состязания.
"Профессиональная уличная драка" - второе название объединённого русского стиля. Очень точное определение, хоть и звучит не так изысканно, как "славяно-горицкая борьба". Внешне это и впрямь может напомнить драку. Нет, не пьяное безобразие с добиванием поверженного противника (одно из правил "горицы" - лежачего не бить). "Это драка высочайшего профессионального класса с выверенным схематизмом действий с использованием познания рефлекторной природы движения", - так определил суть борьбы воин Селидор, ранее упоминавшийся как Александр Белов.
Одна из основных характеристик объединенного русского стиля - большая подвижность. Бойцу приходится постоянно двигаться, чтобы противник не мог застать его в статическом положении.
Потому значение стоек и сведено здесь до минимума. Нет в профессиональной русской драке и защиты в традиционном её понимании. Тут работает принцип "лучшая защита - нападение".
Одна из целевых установок славяно-горицкой борьбы - создание наиболее оптимальной схемы поединка, достижение наилучшего результата посредством расчета. Физическая подготовка бойца не ставится здесь во главу угла.
Решающую роль играет схема. Поэтому хорошим бойцом может стать практически каждый, независимо от своих физических данных: толстый и тонкий, здоровяк и хилячок. Этим славяно-горицкая борьба выгодно отличается от других боевых видов искусства. "Горица" - хорошая школа для тех, кто хочет постичь искусство выживания и приобрести умение управлять ситуацией
С чисто внешней точки зрения поединок в славяно-горицкой борьбе может кому-то показаться менее привлекательным зрелищем, чем, скажем, сражения каратистов. Впрочем, для людей, с головой окунувшихся в мир древнерусских боевых искусств, внешняя сторона не главное. "Мы провозглашаем своей религией рационализм, а идолом - результат, - говорится в предисловии к одной из книг Александра Белова, носящей название "Славяно-горицкая борьба. Искусство атаки". - Мы приносим ему в жертву любую условность: спортивный зал, удобную одежду и обувь, специальную физическую подготовку. Мы остаемся наедине с реальностью, остаемся такими, как есть, и побеждаем".