«Мои студенты склонны представлять себе Средние века как что-то вроде видеоигр «Kingdom Come» или «Total War»: эпоха полного политического хаоса, когда правили мечи и кинжалы, а мужественность и физическая сила имели большее значение, чем управление», - говорит Джоэль Ролло-Костер, профессор средневековой истории из Университета Род-Айленда.
Как историк Средневековья, Ролло-Костер считает, что такой образ имеет меньше общего с реальностью, чем с медиевистикой - термином, обозначающим раздел исторической науки, изучающий то, как современные люди переосмыслили жизнь в Средние века в Европе, примерно с 400 по 1400 год.
Средневековая Европа, возможно, была жестокой, и её стандарты управления сегодня не заслуживают похвалы. Но люди, безусловно, могли распознать дисфункциональную политику, будь то при королевском дворе или в церкви, и предлагали решения. Во времена растущего авторитаризма и политики, погрязшей в хаосе, стоит вспомнить, как общество столетия назад определяло плохое управление.
Тираны, короли и плохие епископы
Авторы в Средние века думали о политике в контексте лидерства и часто называли плохую политику «тиранией», независимо от того, критиковали ли они одного лидера или целую систему. В любом случае, тирания - или автократия, как её часто называют и сегодня, - это понятие, о котором великие мыслители рассуждали с античных времён.
Для древних греков тирания означала единоличное правление в интересах одного человека.
Основополагающий мыслитель в этой области -
Аристотель определял тиранию как антитезу идеальному правлению, которым, по его мнению, является царская власть: единоличный правитель, правящий в общих интересах всех. По его мнению, тираном управляет стремление к «
власти, удовольствиям и богатству», в то время как королём движет честь.
Современный политический теоретик Роджер Боэш заметил, что тираны, как правило, сокращают досуг населения. Согласно Аристотелю, свободное время позволяло людям думать и «делать» политику - то есть быть гражданами.
Фото: theconversation.com
Во времена Римской республики политические мыслители сравнивали тиранию с больной конечностью, которую необходимо отрезать от политического тела. По иронии судьбы, некоторые римляне
устранили Юлия Цезаря, опасаясь, что он станет тираном, - только для того, чтобы получить Августа, который в итоге стал императором.
Типы тиранов
В поздней античности политические писатели начали задумываться о тирании и в религиозном руководстве.
В своих «Сентенциях», сборнике книг по теологии, архиепископ седьмого века Исидор Севильский затронул тему плохих епископов. Он писал, что эти люди ведут себя как «гордые пастыри», которые «тиранически угнетают простой народ, не направляют его и требуют от своих подданных не славы Божьей, а своей собственной». В целом Исидор критиковал политическую некомпетентность, основой которой являются гнев, гордость, жестокость и жадность лидера.
Спустя столетия европейские лидеры и писатели всё ещё обсуждали природу тирании - и что с ней делать. Иоанн Солсберийский, епископ и философ из Англии XII века, предложил довольно радикальное решение: тираноубийство. В «Поликратике», труде по политической теории, он писал, что долг - исправить порядок вещей и убить тирана, который был злым, жестоким и деспотичным.
Однако в органической концепции тирании Иоанна тиран (тело) мог существовать только при поддержке общества (его конечностей). Он был одним из первых авторов, утверждавших, что тирания выживает не просто по прихоти тирана, а при поддержке его последователей.
К XIV веку ведущий правовой мыслитель того времени Бартолус де Сассоферрато различал два типа тирании. Деспоты приходили к власти законным путём, но действовали незаконно. Узурпаторов же он определял как правителей, захвативших власть незаконным путём, погрязших в гордыне и не соблюдающих закон.
Свержение тирана
Иногда неугодных или «неудобных» лидеров свергали, как, например, Ричарда II в Англии. В протоколе его свержения перечислены почти три десятка обвинений, выдвинутых против короля: от отказа от совета, невыплаты кредитов и увещевания религиозных авторитетов до убийств, лишения наследства и импичмента соперников. Известно, что его жизнь закончилась не лучшим образом: он умер во время тюремного заключения в 1400 году, хотя как именно - загадка.
Фото: theconversation.com
В Германии король Вацлав из дома Люксембургов был свергнут 20 августа 1400 года за то, что он был «бесполезным, ленивым, небрежным распределителем и недостойным владыкой империи». Немецкая газета «Die Welt» называет его худшим королём Германии - любителем выпить владельцем охотничьих собак, одержимым приступами ярости.
Жестокие расправы с предполагаемыми «тиранами» не всегда проходили в тени. В 1407 году Людовик Орлеанский, брат короля Франции Карла VI, по неосторожности угодил в смертельную ловушку. На него напала большая группа мужчин. Людовик был не только братом Карла Безумного, но и политическим соперником Иоанна Бесстрашного, герцога Бургундского. Оба они боролись за власть во время приступов психического расстройства короля. Иоанн взял на себя ответственность за заказ убийства.
Он и нанятый им адвокат, богослов по имени Жан Пети, утверждали, что Бургундия действовала в интересах нации, отдав приказ об убийстве предательского и жадного тирана, и что убийство Людовика было оправданным.
Мужчины в рясах
Средневековая политика не делала особых различий между светским и религиозным миром. Папы были политическими лидерами и тоже могли считаться тиранами. Во время Великого западного раскола 1378-1417 годов, раскола в католической церкви, когда за престол боролись несколько пап, все стороны оскорбляли друг друга заявлениями о нелегитимности и узурпации.
Враги папы Урбана VI, например, утверждали, что признаком тирании был его неконтролируемый гнев, который лишал его права руководить. Дитрих из Нихейма, работавший в папской канцелярии, отметил в своей хронике: «Чем больше он говорил, тем больше папа Урбан гневался, и, в конце концов, его лицо стало похоже на горящую лампу или пламя от гнева, а голос наполнился хрипотой». Французские кардиналы свергли Урбана в 1378 году на основании незаконнорожденности и тирании.
Фото: theconversation.com
Он был не единственным папой, смещённым за тиранию, хотя это слово и не использовалось. Констанцский собор, собор европейских священнослужителей, созванный для прекращения распрей, сверг папу Иоанна XXIII в 1415 году по разным причинам - от непослушания и коррупции до плохого управления, нечестности и упрямства. Два года спустя тот же собор сверг папу Бенедикта XIII, обвинив его в гонениях, нарушении мира, разжигании конфликтов, содействии скандалу, а также в отсутствии достоинства.
Средневековые епископы и короли вряд ли являются примером для подражания в современных демократиях, но их политический мир не был таким хаотичным, как часто себе представляют многие люди. Даже мир, не знавший демократии, пытался определять, что такое плохое руководство, и устанавливать ограничения на власть тех, кого они считали безответственными. Были установлены правила адекватного политического поведения, хотя закон не всегда превалировал над насилием.
Но не стоит забывать о том, как люди относились к плохому руководству, за сотни лет до того, как в эпоху современности произошёл перелом в политике. Сегодня, однако, у людей есть большое преимущество: они могут голосовать за и против лидеров.