Одно из древнейших мест поселения людей, Айн-Гхазал, является важной частью истории человеческой цивилизации. Поселение Айн-Газаль, известное своими уникальными статуями большого размера, расположено в окрестностях столицы Иордании Аммана. Оно также известно тем, что является одним из древнейших мест поселения людей, на многие тысячи лет предшествуя древним империям Шумерии, Египта и Греции.
Таким образом, Айн-Газаль считается чрезвычайно ценным местом и бесценным фрагментом мозаики развития доисторического человечества.
Археология в Айн-Гхазале
Местонахождение Айн-Гхазал было обнаружено в 1974 году застройщиками, которые строили дорогу, соединяющую Амман с соседним городом Зарка. Застройщики предположили, что нашли что-то важное, и это место было взято под охрану и выделено для последующих раскопок. Однако раскопки начались только через шесть лет. К сожалению, к тому времени, когда место было обнаружено, на несколько сотен ярдов к нему подходила дорога, и какой ущерб это нанесло, неизвестно. Тем не менее, на месте раскопок было сделано множество открытий, поразивших весь археологический мир.
В 1982 году под руководством американского археолога Гэри О. Роллефсона, много работавшего в Израиле и Иордании, начались раскопки на месте Айн-Гхазал. В течение шести сезонов на протяжении 1980-х годов Гэри Роллефсон и его команда обнаружили уникальные для Айн-Гхазала находки, создав представление о существовавшей здесь культуре. К Роллефсону присоединился иорданский археолог Зейдан Абдель-Кафи Кафафи, и в начале 1990-х гг. их команда продолжила работу.
Вместо того, чтобы сосредоточить исследования на конкретном участке, большая часть археологических работ была, по сути, спасательной операцией, целью которой было сделать открытия, чтобы спасти объект от посягательств городских властей. С 2004 года объект находится под охраной Всемирного фонда памятников и его флагманской программы World Monuments Watch, направленной на охрану археологических памятников по всему миру.
Периоды заселения
По академическим представлениям, обитание людей в Айн-Гхазале делится на четыре периода, которые можно определить по изменениям в культуре и практике тех, кто жил на этом месте.
Поселение существовало около 2000 лет, начиная с 7250 г. до н.э., когда наступил период среднего докерамического неолита B, который закончился около 6500 г. до н.э. За ним последовал поздний докерамический неолит B. За ним последовал поздний неолит В, продолжавшийся до 6000 лет до н.э. Докерамический неолит С продолжался с 6000 до 5500 до н.э., и, наконец, ярмукский керамический неолит - с 5500 до 5000 до н.э.
Фото: thecollector.com
На пике своего развития, около 7000 г. до н.э., Айн-Гхазал населяли около 3000 человек, что в четыре-пять раз больше, чем в современном поселении Иерихон, расположенном в 52 километрах от него.
Строительство и поддержание поселения
Расположение Айн-Гхазала 9000 лет назад было целесообразным по ряду причин. Важнейшей насущной потребностью любого поселения является источник пресной воды, а его обеспечивала река Эз-Зарка. Поселение располагалось на значительной возвышенности, откуда открывался вид на окрестности, расположенные в месте слияния двух экосистем. К западу от поселения располагались леса, а к востоку - открытая степная пустыня. Казалось бы, это идеальная возможность для охоты и земледелия.
Однако всё было не так идеально, как казалось. На протяжении веков пустыня и лес сменяли друг друга, и жителям Айн-Гхазала приходилось постоянно приспосабливаться.
Строительство велось в стиле, соответствующем левантийской натуфийской культуре того времени. Дома из глинобитного кирпича строились так, чтобы в них помещалась основная комната и небольшая прихожая. Снаружи дома покрывались илом, а внутри - известковой штукатуркой. Каждые несколько лет стены заново штукатурились.
Образ жизни и культура
Жители Айн-Гхазала имели разнообразный рацион питания, включавший как добычу от охоты, так и от земледелия. В лесах и на полупустынных равнинах водились такие животные, как газели, олени, лошади, свиньи, лисы и зайцы. Также предпринимались попытки одомашнить овец и коз. Помимо дичи для употребления в пищу выращивались такие культуры, как пшеница, ячмень, горох, нут, фасоль и чечевица. Кроме того, в рацион питания входили дикорастущие растения.
Неолит Айн-Гхазала стал периодом огромного скачка в развитии человеческой цивилизации и объединении людей из разных регионов.
По сравнению со своими современниками Айн-Гхазал был достаточно большим, и, зная что здесь есть огромные площади пахотных земель, многие жители близлежащих неудачных поселений мигрировали в Айн-Гхазал. Анализ ДНК показал, что население Айн-Гхазала состояло как минимум из двух разных групп людей, принадлежавших к натуфийской культуре в Леванте, а также из другой группы людей, мигрировавших в поселение с востока, с территории современного Ирака.
Как и во многих других археологических памятниках, относящихся к докерамическому неолиту Леванта, погребальная практика Ай-Гхазала имеет заметное сходство с погребениями соседей по региону. Тела хоронили в согнутом положении, как правило, под полом домов. После значительного разложения извлекались черепа, обычно только черепная коробка. Часто оставляли нижнюю челюсть. Предполагается, что череп использовался в ритуалах, связанных с поклонениями предкам. Для воссоздания лиц использовался гипс, как и в других натуфийских поселениях.
Фото: thecollector.com
Есть также свидетельства, что по мере того, как иммигранты становились частью населения Айн-Гхазала, возникала классовая система. Многие тела были бесцеремонно выброшены на мусорные кучи, и, скорее всего, это были тела представителей низших классов, возможно, новых иммигрантов.
Особое внимание в культуре Айн-Гхазала обращает на себя распространённость керамических фигурок. Как животные, так и люди создавались из глины. Некоторые фигурки рогатых животных прокалывались в жизненно важных местах и закапывались в домах, а некоторые бросались в огонь. Всё это указывает на тесную связь с религией, связанной с духами животных.
Были найдены и крупные человеческие фигуры, некоторые из которых размещались в ритуальных сооружениях, специально предназначенных для хранения артефактов.
Хотя большинство фигурок изображают животных, наиболее известны в Айн-Гхазале человеческие фигурки, некоторые из которых достигают 60-90 сантиметров в высоту. Они были изготовлены путём лепки гипса на стержень из пучков веток, использовавшихся в качестве арматуры, и украшены раковинами каури, служившими глазами. Вместо веток некоторые статуэтки лепились вокруг плетёной верёвки.
Фото: thecollector.com
Многие статуэтки были раскрашены, на них были изображены одежда, волосы, орнаментальные татуировки. Всего было найдено 15 полных статуэток и 15 бюстов. Три из этих бюстов имели две головы, и именно такие изображения особенно часто встречаются в современных представлениях об Айн-Гхазале.
Большинство статуэток было захоронено в направлении с востока на запад и очень хорошо сохранилось. В большинстве случаев гениталии на статуях отсутствуют, и лишь на некоторых самых древних из них они присутствуют. Грудь изображена на некоторых более древних статуях, а тела хорошо пропорционированы по отношению к голове. Однако глаза у всех артефактов чрезмерно велики. Очертания глаз закрашены чёрной краской с использованием битума - редкого и ценного вещества, найденного в окрестностях Мёртвого моря.
На лбу у статуй имеется углубление, предположительно для крепления волос или головного убора в качестве украшения. Более ранние статуи, как правило, более реалистичны, в то время как поздние, в том числе и двуглавые бюсты, выполнены в стандартном стиле. Возможно, что ранние статуи представляли конкретных людей, в то время как поздние статуи были рассчитаны на изображение любого человека.
Фото: thecollector.com
Айн-Гхазал - чрезвычайно важный объект, и для своего времени это был крупный город. Как и многие его современники, такие как Чатал-Хююк, Иерихон и другие натуфийские стоянки, Айн-Гхазал представляет собой переход от охотничье-собирательского образа жизни к более оседлому в ходе неолитической революции, которая привела к развитию сельского хозяйства как движущей силы зарождения цивилизации.
Важной динамикой, существовавшей в Айн-Гхазале, которая не так заметна в других, более мелких поселениях, является эволюция стратифицированного общества с элитой, правящим классом.
Вполне вероятно, что иммигранты рассматривались как ненужная обуза для общества, и к ним относились совсем иначе, чем к тем, кто уже жил в Айн-Гхазале. В этом просматривается социальная динамика, которая и сегодня представлена в человеческом обществе.