Есть довольно популярное слово, которым называют современные многоэтажные дома. Речь, конечно, идет про "человейники". Этим термином называют жилые комплексы, которые в действительности чем-то похожи на крупный муравейник, в котором располагается множество живых существ.
Тем не менее, если посмотреть на особенности конструкции и некоторые другие детали, можно увидеть, что люди имеют весьма существенное сходство (в условиях мегаполисов) с другими существами - пчёлами.
Как мыслят люди, как мыслят пчелы
На самом деле, учёные до сих пор пытаются понять, обладают ли другие живые существа индивидуальным сознанием, то есть могут ли:
- определять и выделять самих себя из остального мира и себе подобных;
- размышлять и мыслить творчески, логически;
- осознавать собственную индивидуальность.
Если с некоторыми животными ответы, в той или иной степени, существуют (к примеру, слоны могут рисовать, а гориллы могут изучать язык и, по сути, разговаривать при помощи жестов, выражая при этом чувства и различные эмоции, понятия) то с пчёлами дело обстоит немного сложнее.
Дело в том, что современные учёные полагают каждую отдельную пчелу в качестве части роя и указывают на роевое сознание, то есть нечто комплексное, что и задаёт модели поведения для каждого отдельного в рое существа. С другой стороны, можно сказать, что у людей также есть нечто наподобие роевого сознания.
Особенно в нынешнее время массовых коммуникаций, когда человечество связано
интернетом и медиа, возможно заметить, что многие люди имеют типовое поведение и, более того, их поведение определяется как бы набором заданных алгоритмов.
Коллективизм и индивидуальность
В этом контексте весьма любопытно рассмотреть различные современные идеологии, которые подходят с разных сторон к пониманию человека. Основанные на либеральных идеях (то есть, когда самыми основными ценностями признаются свобода и индивидуальность) идеологии говорят об уникальности каждого человека.
С другой стороны идеологии, которые основаны на верховенстве коллективного сознания (российская так называемая соборность, нацизм и другие, где, прежде всего, основной ценностью является развитие всего общества, но не каждого в отдельности) выстраивают механизмы, которые действительно подобны роевому сознанию и особому типу социальности, где каждый должен рассматривать себя изначально в качестве части чего-то большего чем сам.
Безусловно, на деле существуют некоторые комбинации этих подходов. Так или иначе, вопросом всегда остаётся, в какой степени каждый отдельный человек действительно обладает индивидуальностью и, какую ценность эта индивидуальность представляет. В любом варианте структуру современных человеческих обществ вполне возможно лучше понять, если изучать пчёл и за ними наблюдать.