Ювелирные изделия возрастом 2000 лет из изумрудного переливающегося жука-фигоеда (Cotinis mutabilis, также известного, как зелёный плодовый жук или фиговый жук), обнаруженные в двух местах национального парка Медвежьи Уши (Bears Ears) в юго-восточной части штата Юта могут помочь решить давнюю историческую загадку.
В течение многих лет археологи спорили о том, почему на американском Юго-Западе никогда не находили декоративные металлы и полудрагоценные камни, относящиеся к периоду с 500 г. до н.э. по 500 г. н.э., когда общество Эры изготовителей корзин II (Basketmaker II) находилось в гуще сельскохозяйственной революции. Это большое исключение из всеобщего культурного перехода от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, с которым почти всегда ассоциируются эти артефакты. "С этим переходом, впервые в истории человечества, у людей появилась возможность иметь избыток пищи", - говорит Майкл Терлеп, окружной археолог района Норт-Кайбаб Рейнджер округа Национального леса Кайбаб в Аризоне.
Внезапно у некоторых людей появилась "необходимость демонстрировать свой статус в обществе" и ресурсы для обмена на дорогостоящие престижные товары. Но хотя декоративный металл и полудрагоценные камни сопровождали переход от Ближнего Востока через Азию к восточной части Северной Америки и Андам, они не были найдены среди артефактов Эры изготовителей корзин II. Как же новые земледельцы обозначали свой статус в обществе Эры изготовителей корзин II?
Учёные утверждают, что представители общества Basketmaker II могли использовать украшения из ярко-зелёных жуков-фиговедов как показатель высокого положения в обществе.
Человечество уже давно привлекают радужные насекомые, как младенцев привлекают блестящие, красочные игрушки. Их добавляли в изысканную одежду для элиты в Индии XVIII века и вплетали в бахрому похоронных шалей племени каренов в Мьянме. Их вышивали на платьях аристократов
викторианской Англии и деликатно переплетали с перьями тукана в серьгах, которые носили коренные жители Эквадора и Перу - шуары.
Фото: atlasobscura.com
Итак, хотя люди из богатого ресурсами общества Basketmaker II могли получить доступ к металлам и полудрагоценным камням через торговлю (как это делали ранние земледельцы на юго-востоке Северной Америки) Терлеп считает, что они предпочли этого не делать. Вместо этого они тяготели к эфемерным товарам, таким как радужные жуки. "Эти предметы украшения по своему назначению очень похожи на золото и на медь", - говорит он. "Их было трудно производить, очевидно, потребовалось бы много времени, чтобы оторвать ноги у жуков не повредив, а это время можно было бы потратить на заботу о детях или на занятия сельским хозяйством. И они были похожи на золото и другие блестящие вещи в том смысле, что кто-то, увидев их обладателя, сразу бы понял его статус из-за переливчатости, мерцания и блеска".
Изящные украшения из жуков, найденные в национальном парке Медвежьи Уши, действительно мерцают и сияют. При этом одна из находок, является фрагментом более длинного ожерелья или браслета, обнаруженного в 1999 году, и содержит остатки 16 бёдер жука (толстых, полых сегментов ног насекомого) на шнуре из юкки длиной приблизительно 9 сантиметров. Другой экземпляр, найденный более чем в 30 километрах от этого места в пещере Атлатль, представляет собой потрясающее 100-сантиметровое ожерелье из 212 бедренных сегментов ног жука и подвески из раковины абалона, привезенной из далёкого океана.
Изготовление украшений из сегментов лап жуков требовало огромных затрат времени и определённого мастерства.
Даже просто поймать достаточное количество жуков для создания ожерелья было бы грандиозным проектом, поскольку национальный парк Медвежьи Уши находится на самом краю естественной среды обитания зелёного жука-фигоеда.
Археолог Уильям Д. Липе, почётный профессор Университета штата Вашингтон в Пулмане, согласен с тем, что украшения из переливчатых жуков, найденные в национальном парке, были престижными предметами и символами статуса. Но, по его словам, эти артефакты, датируемые примерно 70-60 годами до нашей эры, далеко не первые, связанные с обществом Basketmaker II. Просто археологи исторически интерпретировали предметы из таких материалов как менее ценные, чем предметы из металла или камня, отчасти потому, что у них было меньше шансов пережить последние 2 000 лет, чем у декоративных металлических и каменных изделий других ранних сельскохозяйственных обществ.
"В 1890-х годах многочисленные экспедиции копали в сухих пещерах, таких как Boomerang Shelter, и смогли собрать большие коллекции "скоропортящихся" предметов, особенно таких, как корзины, сумки и сандалии", - объясняет Липе. "Встречались также одеяла из индюшачьих перьев, хотя они ещё больше подвержены эрозии и разложению, чем корзины и сандалии. Изготовление каждого из них было очень трудоёмким".
Два украшения из радужных жуков - единственные из культуры Basketmaker II, которыми располагают археологи; исследователи не смогли установить точное происхождение ещё одного фрагмента украшения из Cotinis mutabilis, который был найден в 1950-х годах в пещере Тулароса в Нью-Мексико. Но теперь кажется вероятным, что они, а также подобные изделия из таких материалов, как перья, растительные волокна и шкуры животных, были олицетворением статуса в регионе между 500 г. до н.э. и 500 г. н.э. Хотя почему люди из общества Basketmaker II избегали металла и полудрагоценных камней, даже таких эндемичных для Юго-Запада, как медь и бирюза, остаётся загадкой.