Осознание конечности своей жизни (как выражаются философы – “бытия”) впервые во всей его грандиозности ставит вопрос
о смысле жизни. Этот вопрос заставляет искать этот смысл в том, что превосходит конечную индивидуальную жизнь, что не уничтожимо фактом смерти.
Фото: Jaaj.Club
Что переживёт нас? Вещь истлеет, и имя забудется. Переживают нас дела, а точнее, последствия наших дел и поступков, их отражение
в судьбах других людей.
Дела эти и поступки психологи сводят к двум видам. В одних случаях они направлены на утверждение человека как самоценности (поступки именуются “добрыми”). В других случаях обнаруживается направленность на попрание человека, отношение к нему как средству, вещи (такие поступки и дела именуют “злыми”).
Зло, как некая обобщённая категория, которая сопутствует человека, имеет такой же срок своего существования, как и добро. Считается, что человек со “злым” самосознанием, сам становится вещью, конец которой положен её физическим износом. Самосознание добра, напротив, видя в других не вещную ценность, обретает собственную ценность, собственную причастность к роду человеческому. Поэтому смысл жизни человека и смысл человеческого рода просто не могут существовать один вне другого, так как по своей природе человек не существует, не находит себя вне отношения к обществу. Даже такая позиция, как “моя хата с краю”, “гори всё синим пламенем, лишь бы мне (моей семье) хорошо было”, есть одновременно позиция в отношении остального человечества, это и есть определённое решение смысла жизни человеческого рода и каждого его члена в отдельности.
Связь
зла и смерти (не физической, а духовной), добра и бессмертия – излюбленная тема легенд и преданий. Не обходят вниманием эту тему и художественная, и научная литература, поэты и писатели, мыслители и философы.
Краткий по времени отрезок жизни способен вместить целую вечность, тогда как долгое время прожитой жизни – оказаться пустым, изолированным мгновением. Согласно старой грузинской притче, на каждом надгробии одного забытого древнего кладбища было кроме даты рождения и смерти выбито: этот человек прожил один час, этот – день, этот – три года, этот – десять лет, этот не жил вовсе. Речь шла не об отпущенных календарных сроках, которые были относительно равны, а о сроках жизни, наполненных высоким человеческим смыслом.
Физически время течёт как обычно, оно может быть занято весьма разнообразной и кипучей деятельностью, теряется лишь связь с вечным, непреходящим.
Подумаем о смысле своей жизни.