У немецкого математика Готфрида Вильгельма фон Лейбница был ученик, Христиан Вольф, который изучал метафизику. Он дал ей очень интересное определение. Как белый цвет, разлагаясь в спектре, образует семь цветов радуги, так и он разложил метафизику на четыре составляющие: психологию, теологию, космологию и онтологию. И до самого двадцатого века все немецкие философские исследования основывались на этих характеристиках.
Вольф связывал изучение психологии со способностями человеческой души и её сущностью. Позже его последователь,
Вильгельм Вундт, основал в Лейпциге лабораторию, в которой практиковал экспериментальную психологию. В те времена термин приобрел значение «науки о разуме», но с душой психологию связывали ещё
древние греки. Они изображали на вазах сцены смерти, в которых умирающий выдыхает душу в виде бабочки.
Немецкий философ Эммануэль Кант подверг критике учение Вольфа, заявив, что применять математику к психическим явлениям невозможно. Французский философ Декарт в учении о человеческом разуме, предлагал чёткое разделение его с телом. Причём он считал, что некоторые мысли присутствуют у человека в голове уже при появлении его на свет, рождаясь вместе с ним.
Лишь в конце 19 века изучением человеческих эмоций занялись врачи, а не философы.
Вильгельм Вундт стал настоящим пионером в области психологических исследований, изучая психофизиологию органов чувств, ментальные ассоциации, память, внимание и реакцию. В результате этих исследований были определены несколько законов, лежащих в основе понимания человеком окружающих его вещей:
- похожие элементы часто воспринимаются как одинаковые;
- при пересечении геометрических фигур глаз видит отдельные фигуры различной формы;
- элементы, расположенные очень близко друг к другу, воспринимаются как единое целое.
На основании этих правил происходило изучение феномена оптических иллюзий, а в применении к человеческой психике возникло понимание того, как человек организует свои мысли в зависимости от восприятия окружающих предметов. Были высказаны предположения, что самоорганизация является врожденной чертой, а социальная психология имеет концепцию поля и даже электромагнетизма.
После экспериментов русского физиолога Ивана Павлова, который изучал условные рефлексы у животных, появилась вера в то, что психика живого существа, в том числе и человека, может рассматриваться как совокупность простых рефлексов.
Настоящим новатором в психологии стал венский невролог
Зигмунд Фрейд. Он работал не в исследовательской лаборатории, а в клинике с больными, страдающими нервными расстройствами. Он открыл возможность существования скрытой, так называемой бессознательной, психики человека. Фрейд пытался найти способ анализировать эту часть психики толкованием снов, что легло в основу психоанализа.