Уильям Юарт Гладстон был премьер-министром Великобритании четыре раза с 1868 по 1894 год, членом парламента более шестидесяти лет, блестящим и страстным оратором, искусным писателем и неутомимым социальным реформатором. Лорд Килбрекен, его личный секретарь, подсчитал, что если цифра 100 может выражать энергию обычного человека, а 200 - исключительного, то энергия Гладстона будет выражаться цифрой не менее 1000.
Существует более дюжины распространённых форм энергии, как обычно перечисляют, - от химической, гравитационной и электромагнитной до ядерной, тепловой и ветровой. Это внушительный реестр, но человеческая энергия редко фигурирует в таких списках. Что же понимается под этим термином, если сопоставить его с другими категориями?
Само слово «энергия» происходит от древнегреческого слова, которое означает «деятельность или действие».
По словам
Аристотеля, это состояние, которое описывает способность выполнять работу. В последнее время человеческую энергию стали определять как выносливость, энергичность или «жизненную силу», которой человек обладает для занятий определённой деятельностью.
Очевидно, что существует разница между человеком, полным задора и радости жизни, и человеком со значительной фактической продуктивностью. Знаменитый писатель
Марсель Пруст провёл большую часть своей взрослой жизни, лёжа в постели, но в его шедевре, «В поисках утраченного времени», содержится 1267069 слов, что вдвое больше, чем в романе «
Война и мир». Писатель и философ
Вольтер проводил по восемнадцать часов в день, сочиняя и диктуя секретарям, и, в конце концов, закончил работу над двумя тысячами произведений; он поддерживал себя, выпивая, как утверждали, пятьдесят чашек кофе в день.
В ноябре 2021 года в «The New Yorker» вышла занимательная статья штатного писателя
Ника Паумгартена «Какое чувство», переименованная для интернета в «Энергия и как её получить». «
В каждом из нас, - объясняет он, -
есть триллионы митохондрий – органелл, которые питают живые клетки, вырабатывая энергию «по типу электростанции», как учит каждый школьник». Они преобразуют глюкозу и кислород в аденозинтрифосфат, или АТФ, «
основное клеточное топливо». Митохондрии преобразуют химическую энергию в электрическую. Если бы клетка была автомобилем, то
митохондрии были бы её двигателем.
Фото: dk.ru
Однако Паумгартен признаёт, что человеческая - это отдельный случай энергии «одновременно биохимическая и психофизическая, нечётко очерченная, широко непонятая, неуловимая, как благодать». Признав, что это определение «является ошибочным или, по крайней мере, неточным», он говорит, что, хотя энергия имеет отношение к энергичности, она также включает такие понятия, как «харизма, аура и темперамент».
Кроме того, следует проводить различие между калорийностью и уровнем кортизола, гормона, который выделяется в ответ на
стресс, - другими словами, химический энергетический потенциал организма по сравнению с гормонами, влияющими на психическую энергию. Очевидно, что энергия выходит за рамки химического взаимодействия - её результат неуловим.
Человеческая энергия за пределами химической реакции
На протяжении веков исследователей интересовал вопрос о происхождении энергии человека. Особенно он занимал умы философов конца XIX и начала XX века. Философ-пессимист
Артур Шопенгауэр писал о «воле к жизни» человека,
Фрейд - о либидо как жизненном источнике энергии, а французский философ
Анри Бергсон в 1907 году в своей книге «Творческая эволюция» выделил жизненную энергию, которая движет сознанием и
эволюцией. Это понятие также соответствует немецкому слову Lebensdrang, которое переводится как «жизненный порыв».
В большинстве языков есть свои собственные термины для этого понятия: в шотландском гэльском их два - luth (энергия) и beothachd (бодрость); в мандаринском китайском - три: liliang (сила), nengyuan (мощь) и jingli (энергия во множественном числе); а в хинди - не менее четырёх, охватывающих энергетические системы, потребление, источники и снабжение.
Что, например, происходит, когда человек тратит умственную энергию на преодоление недостатков других форм энергии? Джон Херси в рассказе «Татуировка номер 107907», вошедшем в сборник рассказов 1963 года «Здесь, чтобы остаться», подробно пишет о выжившем в концлагере во время Второй мировой войны молодом берлинском интеллектуале Альфреде Штирнере.
Прибыв в Освенцим после того, как его перегоняли из лагеря в лагерь, Штирнер начинает работать над тем, чтобы стать сильнее. «Он узнал, что люди в концлагере выживают за счёт нескольких калорий избыточной энергии в день, и что существуют определённые хитрости для сохранения внутреннего тепла», - пишет Херси.
Фото: dzen.ru
Штирнер знает, что должен ухватиться за любую возможность расслабиться. Пять секунд отдыха в каждую минуту означают пять минут отдыха в каждый час. Он просит разрешения ходить в уборную как можно чаще, не вызывая подозрений, и старается проводить там как можно больше времени. Даже отрывание хлеба за завтраком - пустая трата энергии, поэтому он затачивает один край ложки - своей единственной личной вещи, хранящейся в единственном кармане на штанине брюк, - чтобы легче было отрезать куски.
Помимо прочих уловок, он осознаёт психологическую важность чистоты, и раз в неделю, когда заключённым разрешалось бриться у лагерных цирюльников, с холодной водой и тупыми лезвиями, он всегда приходил, как бы ни устал. 3 мая 1945 года, во время марша смерти, он выходит на лесную поляну, где его встречает американский солдат. Он прошёл через это.
Около 20 процентов энергии человеческого организма расходуется мозгом, у маленьких детей этот показатель приближается к 50 процентам.
Но способность Штирнера выживать - это не только умственная деятельность; она также требует упорства и силы воли.
Энергия животного мира
Используют ли собаки, лисы,
лошади и шимпанзе энергию таким комбинированным способом? В кните «САС: Неизвестные герои», захватывающей истории Специальной авиационной службы во Второй мировой войне,
Бен Макинтайр рассказывает, как подразделение, пробирающееся в тыл врага в Ливийской пустыне, находит древний резервуар, выдолбленный в скале. Он не пуст: «
В одном из углов лежал сухой, покрытый пергаментом и кожей скелет пустынной лисицы, которая, должно быть, упала в старый колодец и не смогла выбраться».
Фото: shedevrum.ai
Один человек, закалённый в боях коммандос, признаётся в своём дневнике: «Это произвело на меня сильное впечатление. Очевидно, что животное продолжало прыгать, пока не стало слишком слабым, чтобы прыгать дальше. Я почувствовал глубочайшее сочувствие к животному. Желание жить. Желание довести дело до конца».
Реакция лисы на своё затруднительное положение может показаться не более чем врождённым импульсом, но животные используют энергию не только из инстинкта (в данном случае - из желания выжить); у них есть характер, и это побуждает их к действию.
Каждую зиму на протяжении почти двадцати лет Майкл Фишбах, исполнительный директор организации Great Whale Conservancy, отправлялся в Калифорнийский залив, расположенный у западного побережья Мексики, чтобы изучать синих и горбатых китов. В 2011 году он и его команда заметили горбатого кита, застрявшего в рыболовной сети, и потратили целый час на его освобождение.
После этого кит в течение часа демонстрировал явную благодарность, плавая рядом с их лодкой и подпрыгивая в воздух около сорока раз. То, что чувствовал кит - возможно, просто хорошее настроение, - определяло расход его энергии.
Энергия в мир людей
Гумбольдт,
Наполеон,
Диккенс и
Гёте по своей производительности превзошли Гладстона, но это было не просто физической выносливостью, а соединением физического, интеллектуального и духовного - или, говоря иначе, их характеров и воли. Как описал этот синтез
Сэмюэл Смайлс, автор бестселлера «Самопомощь» (1859): «
Именно энергия, центральным элементом которой является воля, производит чудеса энтузиазма во все века. Повсюду она является главной движущей силой того, что называют силой характера, и поддерживающей силой всех великих действий».
И такие способности могут принимать необычные формы. Люди совершают сверхчеловеческие подвиги, когда им угрожает опасность, как, например, альпинист из Юты, который, будучи прижатым приблизительно 350-килограмовым валуном, ампутировал себе руку - процедура, не потребовавшая особых физических усилий, но потребовавшая огромного количества психической энергии.
Фото: dzen.ru
Есть и то, что, за неимением лучшего слова, можно назвать духовным элементом, воплощённым в комментарии Сэмюэля Тейлора Кольриджа о том, что «акт молитвы - это самая высокая энергия, на которую способен человеческий разум; молитва, то есть полная концентрация способностей». Подобная вовлечённость была развита в конце 1950-х годов индийским гуру Махариши Махеш Йоги, чьи техники Трансцендентальной медитации подчёркивали, как интенсивная концентрация может высвободить телесную энергию и высшие состояния сознания.
Аналогичную эмоциональную вовлечённость исследовал французский социолог Эмиль Дюркгейм, который в книге «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) утверждал, что люди в определённых религиозных группах могут стать «экстатичными», способными высвобождать энергию, выходящую далеко за пределы нормы. Это продолжение того, что описывал Кольридж, - высвобождение огромного количества энергии - и оно происходит от совместного участия с другими людьми в том же начинании.
«Каждое коллективное представление в некотором смысле безумное», - говорит Дюркгейм. То, что может испытывать община, объединённая в своём религиозном рвении, зеркально отражает то, что может демонстрировать военнослужащий в пылу сражения: «Мы знаем, что такое флаг для солдата; сам по себе он всего лишь кусок ткани, но он может высвободить исключительные способности, намного превосходящие те, на которые солдат может быть способен в мирное время».
Сценарист Уильям Николсон (Страна теней, Гладиатор, Отверженные), интересно рассуждает на эту тему: «Существует бесконечное множество примеров людей в очень плохом физическом и психическом состоянии, которые, тем не менее, достигают огромных результатов. Скорее, наша энергия часто возникает из комбинации невротического драйва и позитивного отклика. Движущие силы знакомы всем: душевные раны, нанесённые родителями или сверстниками, страдание от классового неравенства, бедность, физические изъяны - все факторы, которые могут заставить человека быть решительным и показать миру, что его недооценили, - словом, потребность в достижении».
Билл - режиссёр двух полнометражных фильмов и автор около шестидесяти киносценариев, шестнадцати романов, не менее пяти сценических постановок и нескольких документальных телефильмов; каждое утро он встаёт в пять часов.
Хотя трудности могут побудить человека к действию, объясняет Билл, такая реакция не является универсальной: «Не все, кто оказался в неблагоприятном положении, превращают свои раны в стрелы. Слишком многие погружаются в самоуничижение и депрессию. Вот тут-то и приходит на помощь позитивная реакция. Энергия требует обратной связи: вы должны обнаружить, что, когда вы тратите энергию, вы получаете вознаграждение».
Негативная сторона человеческой энергии
Замечание Ницше о том, что «если считать с физиологической точки зрения», то ощущение уродства тоже может снижать производительность человека: «Оно напоминает о разложении, опасности, бессилии; в его присутствии человек действительно испытывает потерю энергии... Его чувство силы, его воля к власти, его мужество, его гордость - они уменьшаются вместе с уродливым, они увеличиваются вместе с прекрасным».
Такие размышления могут завести человека на опасный путь, но Ницше отмечает, что энергию можно потерять и в обход химического вещества, например, впав в уныние. На самом деле, для того чтобы страдать от вялости духа, вовсе не обязательно чувствовать себя подавленным. Ещё в одиннадцатом веке врач, известный как Константин Африканский, советовал пациентам беречь свою энергию: «Вы должны избегать и отвергать тяжёлые бремена и заботы, потому что чрезмерное беспокойство иссушает тела, вымывает жизненную энергию, порождая отчаяние в умах и высасывая вещество из костей».
Фото: swissinfo.ch
Примерно в 1978 году англо-русский интеллектуал Исайя Берлин, уязвлённый критикой за то, что он так и не написал ни одного фундаментального труда, вознамерился написать масштабное исследование о немецком романтизме.
В течение нескольких лет аспиранты, занимавшиеся своими исследованиями в Британской библиотеке, отчётливо видели статного европейского джентльмена в красивом костюме-тройке, полностью поглощённого своими изысканиями в Северной библиотеке, окружённого массой книг, которые он старательно перечитывал одну за другой. Но потом он вымотался, и великое произведение не появилось. Вдохновение и представление - это формы энергии, и проект Берлина застопорился, потому что ему их не хватало. При всех своих способностях он был неспособен на великие дела.
Говоря современным языком, Берлин «выгорел» - хотя в своём эссе «Это просто слишком», переименованном в «Выгорание: современный недуг или состояние человека?» для сайта The New Yorker, историк и журналист из Гарварда
Джилл Лепор находит недостатки в этом слове как психологическом термине, синонимичном
депрессии: «
Поставить вопрос о выгорании - не значит отрицать масштабы страданий или многочисленные разрушительные последствия этой пандемии: отчаяние, горечь, усталость, скуку, одиночество, отчуждение и горе... Выгорание - это метафора, замаскированная под диагноз». Но диагноз всё равно популярен: только в прошлом году был опубликован английский перевод исследования французского историка
Жоржа Вигарелло «История усталости», вышедшего в 2018 году.
Дональд Трамп, который после окончания колледжа зарёкся от любых физических упражнений, кроме неспешной игры в гольф, считает, что у каждого человека есть конечное количество энергии, как у не возобновляемой батарейки, и физические упражнения только истощают этот ограниченный запас.
Если заглянуть в прошлое, то слово «выгорание» как медицинское состояние появилось в 1970-х годах, когда клиницисты позаимствовали термин, ранее использовавшийся для описания катастрофических пожаров в зданиях и истощения топливных ресурсов.
Выгорание - не первый связанный с работой недуг, получивший значение в индустриальном городе: истощение, отчасти связанное с выхлопами паровых машин, впервые стало насущной медицинской проблемой в середине XIX века, когда оно рассматривалось как симптом последствий индустриализации и давления городской жизни.
На протяжении XIX века, как объясняет Кара Нью Даггетт в своей книге «Рождение энергии», работа всё больше понималась через энергетические метафоры. Катализатором этой ассоциации стало «открытие» энергии как таковой в 1840-х годах группой британских учёных и инженеров, которые использовали эксперименты с паровыми двигателями для разработки законов термодинамики.
Как рассказывает Даггетт, зарождающаяся область науки об энергии, которая проложила путь к будущим индустриальным ландшафтам, быстро перешла от изучения паровых машин к изучению рабочих, которые их обслуживали. Управление энергией привело к тому, что всё больше внимания стало уделяться обращению с рабочими, а эти открытия вызвали одновременную революцию в неврологии, врачи которой в 1840-х годах обнаружили, что нервная система работает на электричестве. Именно тогда нервы впервые сравнили с электрическими проводами, а мозг - с батареей. Однако в ходе этих эволюций вопрос о человеческой энергии был почти забыт.
Использование человеческой энергии
В пьесе Тома Стоппарда о сознании «Трудная проблема» главная героиня Хилари - молодой психолог-исследователь. «Кто вы за пределами вашего мозга?» - спрашивает она. «Мы имеем дело с тем, что не видно при сканировании мозга: ответственность, долг, свобода воли, язык, всё то, что делает поведение непредсказуемым». По её мнению, компьютер, играющий в шахматы, может быть сознательным только в том случае, если он «знает, что проигрывает».
Интеллект и личность теоретически можно объяснить с помощью химии и смежных наук, но пока этого не произошло (несмотря на недавний ажиотаж вокруг книги Анила Сета «Быть собой: новая теория сознания»), и если признать, что качества характера являются частью состава человеческой энергии, можно пойти дальше и спросить, есть ли этический компонент в этих триллионах митохондрий.
То, как используется энергия в самых заметных её проявлениях, предполагает нечто большее - моральное измерение, и этот элемент не просто дополнение, а неотъемлемая часть того, что представляет собой человеческая энергия.
В 1906 году философ и психолог Уильям Джеймс озаглавил свою речь в Американской философской ассоциации, как «Энергия людей». Он утверждал, что этика - это не ценности или принципы, а организация энергии на службе личных эстетических идеалов. Он не просто использовал популярный в то время термин (ему принадлежит заслуга популяризации в 1891 году специального слова, обозначающего переутомление с непрерывной спешкой и напряжением: американит).
Фото: mygenetics.ru
Джеймс утверждал, что энергия - это не метафизический феномен, а скорее деятельность - сама жизнь, и поэтому задача этики состоит не в том, чтобы предписывать черты некоего универсального блага, а в том, чтобы организовать энергию жизни на службу личным требованиям, а именно против «ограничений на полное и свободное выражение человеческой жизни», по словам учёного Серджио Францезе. Для Джеймса, пишет Францезе, «этика энергии не ставит моральных целей и ценностей», а скорее «это способ, с помощью которого человек становится хозяином и автором своей собственной энергии».
В этом аргументе человеческая энергия, полностью определённая, напоминает изречение, приписываемое У. Б. Йитсу: «Каждая победа над искушением представляет собой новый фонд моральной энергии. Каждое испытание, перенесённое и усвоенное в правильном ключе, делает душу благороднее и сильнее, чем она была раньше».
Человеческая энергия уникальна среди энергий
Вселенной, поэтому неудивительно, что она вызывает такое восхищение. Монахом-бенедиктинцем, чьи прозрения о жизни так вдохновляют людей, был некий
Аэльред Уоткин. Он преподавал средневековую историю и иногда мрачно упоминал, что в молодости у него был роман с британской актрисой
Деборой Керр. Он показывал, как можно взять совершенно не связанные между собой предметы - скажем, мандолину, лошадиную уздечку и старую египетскую монету - и написать убедительное эссе, объединив все три.
Его любимая цитата из
Уильяма Блейка: «
Всё живое свято; жизнь наслаждается жизнью». Он написал несколько книг, в частности «Враги любви», стал директором школы, а затем возглавил приход в небольшом городе на юго-востоке Англии, где его быстро избрали мэром. Он также стал титулованным аббатом Гластонбери, расположенного в 430 километрах от города. Он умер на восьмидесятом году жизни, в 1997 году, прожив самую полную «энергичную» жизнь. Как же всё-таки лучше использовать человеческую энергию?