Уильям Блейк был невероятно плодовитым художником мира искусства 18-го и 19-го веков, выражая свою духовность и творчество посредством многих способов. Хотя Уильям Блейк почти не получил признания при жизни, сейчас его знают как одного из самых известных художников-романтиков, специализирующихся на поэзии, гравюрах и картинах.
Вдохновлённый своим религиозным воспитанием и потусторонними видениями, он разработал свою собственную мифологию и философию, которые остаются влиятельными и сегодня.
Его первое записанное видение было в четыре года, когда он увидел лицо Бога в своём окне. Духовный мир был для него очень реальным с юных лет и вдохновлял все его творения. В статье кратко изложено его раннее восстание против англиканской церкви, как оно привело к философским размышлениям, которые вдохновили его духовные убеждения, и пример четырёх мировоззрений, которые он определил в персонаже, которого воплотил в жизнь.
Уильям Блейк: религиозное прошлое
Мать Блейка Кэтрин некоторое время была членом Моравской церкви, которая возникла в Германии в 1750 году и перебралась в Англию. Расширение протестантской деноминации и наличие параллелей с методизмом того времени, их система верований была характерно эмоционально заряжённой и дальновидной. Несмотря на то, что она покинула церковь до встречи с отцом Уильяма Блейка, Джеймсом, её устойчивые духовные взгляды повлияли на Уильяма.
В детстве семья Блейков считалась частью засекреченной секты инакомыслящих, отделённой от англиканской церкви. Несогласные руководствовались человеческим разумом и слушали себя, а не только слово Божье. Он ещё крестился по церковным обрядам, но всегда мысленно восставал против их православных верований. Его родители также руководствовались доктринами сведенборгизма, начатого человеком в 1744 году, который считал, что Иисус призвал его основать церковь Нового Иерусалима. Создатель Сведенборг считал, что все живые существа из божественной любви на этой земле соответствуют духовным сферам, которые невозможно увидеть. Блейк находился под сильным влиянием этих нонконформистских идей, хотя и не поддерживал систему убеждений в целом.
В известной книге Блейка, которую он создал в 1885 году, название «Бракосочетание рая и ада» было сатирической ссылкой на произведения Сведенборга «Рай и ад», с которыми Блейк не соглашался.
Уильям Блейк и англиканская церковь
Поскольку Блейк был молод, он восстал против концепции организованной религии, особенно против англиканской церкви. Он чувствовал, что она не даёт места для свободы и ограничивает мышление и поведение буквально искусственными стенами. Его беспокоил сильный акцент на лояльности, которую последователи были вынуждены придерживаться по отношению к самой церкви. Контроль, который власть в руководстве имела над членами, казался ему несправедливым, а иерархия была в его глазах слишком законнической. Внутри Церкви проповедуется единый истинный Бог, и ожидается, что каждый должен воспринимать Бога именно так. Это не оставляет места для вопросов или перетолкований, что беспокоило Блейка, особенно потому, что всю свою жизнь он по-разному переживал Бога.
Фото: thecollector.com
Блейк также не соглашался с дихотомией чёрного и белого, встречающейся в христианской догме, такой как объективно сформулированные концепции добра и зла. Напротив, он принял зло, что является примером крайних вопросов, к которым его разум блуждал вопреки этим навязанным убеждениям.
Ещё одна фундаментальная представленная противоположность - это рай и ад, которые Блейк оспаривает как традиционное представление о загробной жизни. Он верил, что без глубокого страха перед адом, который укоренён в Церкви, они бы не существовали. Это означает, что образ ада поддерживался, чтобы последователи возвращались, что Блейк считал абсурдным. Аргументы, которые он приводил против церкви, привели его к созданию собственной линии мышления.
Уильям Блейк и состояния ума
Блейк считал, что предстоит открыть гораздо больше, чем то, что можно воспринять человеческим глазом. С детства он использовал свой мысленный взор, видя сквозь физический план. Два из его самых запоминающихся видений в юности включали собрание ангелов на деревьях и встречу с пророком Иезекиилем. Хотя он был против организованной религии, сама Библия была для него главным источником вдохновения и провоцировала его духовные наблюдения. Однако вместо того, чтобы следовать только этой священной книге, он соединил истину, которую нашёл в Слове, с истиной, возникшей внутри него самого.
Фото: thecollector.com
Для него человеческое воображение стало искажённым, приспособлённым к фильтрации значимых стимулов и сосредоточению на логике и системах. Вот почему он открыл четыре состояния ума, которые позволяют более полно использовать потенциал воображения. Он осознал силу использования способности определять, в каком состоянии человек находился в разное время, чтобы достичь более глубокого понимания на индивидуальном и общественном уровне. Четыре состояния - это Ульро, Порождение, Беула и Эдем или Вечность.
Ульро
Ульро — это состояние, в котором, по его мнению, оказались многие. Оно служит цели, но только жизнь в этом пространстве ограничивает. Оно определяется количественной информацией, отдавая приоритет измерениям и осязаемым данным, игнорируя всё, что находится по другую сторону ограничительных стен материального мира. При решении логистических задач эта форма воображения приводит к рациональным решениям. Однако это не распространяется на проблемы, связанные с вопросом об истинной сущности жизни или размышлениями о смерти. Вот где следующее состояние сознания добавляет ценности.
Фото: thecollector.com
В мифологии Блейка Уризен, изображённый на его работах, был богом разума и архитектором Ульро.
Порождение (Generation)
Существование в состоянии Порождения ведёт к признанию циклических элементов жизни. В этом пространстве повышается производительность, а создание устойчивых систем становится более эффективным. Есть больше места для размышлений о создании жизни в биологическом масштабе и о том, как все компоненты вселенной служат для поддержания человеческого рода. Однако без влияния следующих прогрессивных состояний ума преимущества Порождения могут превратиться в цикл чистого потребления, поскольку воспроизводство совершенствуется посредством производства и ничем иным.
Фото: thecollector.com
Рисунок Блейка иллюстрирует идеальный мир, функционирующий с мышлением Ульро на грани разрушения, нуждающийся в мышлении Порождения.
Беула
Чтобы избежать менталитета выживания сильнейших, в игру вступает состояние Беула. Как более эмоционально заряженное мышление, оно ведёт к углублению человеческих связей и осознанию красоты мира. Приветствуется концепция души, и в ранее холодное и расчётливое восприятие существования проникает любовь. Принятие божественной силы становится более доступным, и творчество расцветает с новым пониманием естественного окружения.
На этом этапе развивается мораль, и справедливость преобладает, поскольку приоритет отдаётся отношениям. Как и в случае с другими состояниями, застревание в Беуле приводит к коррупции, а желание обладать и контролировать других может стать непреодолимым. Блейк упоминает Беулу в своём стихотворении «Милтон», в котором исследуется связь между существовавшими ранее и ныне живущими писателями.
Фото: thecollector.com
Вечность
Последняя форма воображения — это Вечность, которая может привести к конечному равновесию всех состояний. Оно достигается, когда полностью доверяется воображению, а объективность сочетается с субъективностью. Осознаётся бесконечность жизни и текучесть времени. Блейк считал, что гении научных изобретений и художественного творчества достигли этого уровня просвещения. Полностью перенимаются
добродетели прощения и милосердия, и можно испытать любовь к врагам. Страх, ощущаемый в других состояниях, связанных со смертью, исчезает, поскольку он понимается как часть повседневной жизни. Чувство собственности на свою жизнь признается иллюзией. Жизнь обеспечивается вневременной любовью, которая работает вместе со смертью, снимая с неё ужас.
Фото: thecollector.com
Блейк глубоко заботился о физическом и духовном мире и считал, что путь к сохранению земли должен быть открыт для божественного, богов и других существ, которые часто посещали его. Он был уверен, что игнорирование мира за пределами реальности означало игнорирование части себя.
История Лос: мышление в действии
Лос - персонаж мифологического мира, созданного Блейком, который представляет собой воображение и известен как вечный пророк. Он кузнец и стучит в горне, словно создавая ритм бьющегося сердца. Как падшее существо, он производит сознание, которое приводит к рождению людей. Он управляет природными циклами, что способствует созданию произведений искусства и способности воображения процветать в творчестве.
Мировоззрение Generation - это то, в котором Лос часто существовал. Инструменты, которые он использует, ведут к формированию чего-то нового, в отличие от инструмента, такого как компас, который можно использовать с мышлением Ульро. Его важной целью было построить город Голгонуза, где люди могли бы встретиться с божеством. Используя своё воображение и желая творить в массовом масштабе, он сталкивается с суровой реальностью, достигнув Вечности, которого, исходя из его идеалистического видения, было невозможно достичь на земле. Хотя утопический город, который он хотел построить в мире людей, был безнадежён, поиски привели его к открытию Вечности. История Лос иллюстрирует силу объединённого мышления и нетрадиционный путь, который может пройти каждый человек, чтобы хоть немного взглянуть на Вечность.
Фото: thecollector.com
В дополнение к невероятному художественному таланту Уильяма Блейка, который проявляется в его картинах и гравюрах, а также в его пути слова через поэзию, создание совершенно новой мифологии раскрывает его истинный гений. Свой сложный внутренний мир он проявлял через письменные размышления о философии и духовности. Его вневременное наследие, несомненно, будет жить в мире искусства и за его пределами.