Как философ-пессимист, такой как Артур Шопенгауэр, подходит к изучению морали? Как можно установить, что правильно, а что неправильно, если предположить, что мир изначально плох?
Мораль, или набор принципов правильного и неправильного, является одним из столпов любой цивилизации, являясь тем ключевым элементом, который позволяет людям должным образом жить вместе как функциональное общество. Однако как мы можем в конечном счёте установить, что правильно, а что неправильно? Дальнейший анализ таких вопросов является целью этики, также называемой
философией морали, область, охватывающая все вопросы, связанные с моралью и вызовами, с которыми люди сталкиваются как в индивидуальном порядке, так и в обществе, чтобы определить справедливый и функциональный набор принципов, наилучшим образом подходящий для каждого человека, которому он подчиняется.
В этой статье рассматривается, как один из самых выдающихся немецких философов, Артур Шопенгауэр, очень уникальным образом подошёл к этой области, и как можно ответить на эти вопросы, исходя из пессимистического мировоззрения.
Артур Шопенгауэр и философия воли
Артур Шопенгауэр был немецким философом, разработавшим неизмеримо важную концепцию, оказавшую влияние на философскую традицию в целом. Находясь под сильным влиянием Иммануила Канта и его трансцендентального идеализма, восхваляя величие Канта во многих аспектах и в то же время резко критикуя другие, Шопенгауэр создал обширную систему метафизики, описанную в его выдающемся труде «Мир как воля и представление», и некоторые принципы его философии, представленные в этой книге, будут необходимы для глубокого понимания его взглядов на этику.
В «Мире как воле и представлении» Шопенгауэр доказывает, что переживаемый нами мир, эмпирический мир, существует не сам по себе, а исключительно как представление, создаваемое познавательными субъектами при взаимодействии с ним, и что вещь в себе, истинный мир существует как воля, слепая и бесцельная движущая сила, которая просто «хочет». Воля есть внутренняя сущность всего сущего.
Поэтому установлено, что все вещи существуют в двух отдельных сферах: в своей трансцендентальной истинной форме как воля и в той форме, в которой люди их переживают как представления.
Эта метафизическая перспектива очень напоминает платоновскую теорию форм или теорию идей, учитывая, что и Платон, и Шопенгауэр предполагают, что мир существует двумя отдельными способами: один реальный и трансцендентный, а другой — просто образный и эмпирический. Однако Шопенгауэр поясняет, что через эстетическое созерцание мы способны ненадолго вырваться из этого круговорота. Только благодаря взаимодействию с различными формами искусства человек может получить доступ к миру и объектам в нём в их самой чистой форме, что позволяет лучше понять их.
Фото: thecollector.com
Гений, как его называет автор, это человек, способный передать этот опыт другим людям через создание произведений искусства. Когда дело доходит до внутренней сущности, природа человечества, конечно, ничем не отличается. Нами движет воля, мы постоянно хотим чего-то, и эта воля является источником человеческих страданий. Поскольку люди постоянно чего-то хотят, они также постоянно мучаются, потому что есть вещи, которые они хотят, но не могут иметь. Люди не могут иметь всё, чего хотят, одновременно, и, как только получают то, что хотят, то больше этого не желают.
Также в «Мире как воле и представлении» в книге IV Шопенгауэр начинает создавать свою этическую систему. Черпая довольно уникальное вдохновение из буддизма и индуизма, этот взгляд на этику основан на сострадании через отрицание воли. Воля является источником эгоизма, присутствующего в каждом живом существе, и только через отрицание воли можно превзойти этот эгоизм и развить сострадание к другим, что приводит к этическим решениям и действиям.
Можно понимать это как пессимистическую философию, потому что она предполагает, что внутренняя сущность всех вещей есть то, что неизбежно и постоянно приносит страдания. Существовать — значит хотеть, а хотеть — значит страдать.
О свободе воли
Для дальнейшего анализа этики Артура Шопенгауэра необходимо изучить два его высоко оценённых эссе на эту тему, первое из которых — «О свободе воли». В этой работе Шопенгауэр обсуждает вопросы самосознания и свободы воли в соответствии с системой метафизики, ранее установленной в «Мире как воле и представлении».
Шопенгауэр утверждает, что люди свободны только во внутренней сущности, воле, и, как только мы существуем как наблюдатели, взаимодействующие с эмпирическим миром, то становимся совершенно лишены своей свободы, ибо не можем управлять волей.
Чувство ответственности за свои действия есть не признак свободы, а исключительно эмпирическая необходимость. Можно испытать истинное чувство свободы только тогда, когда чувствуешь своё внутреннее существо, вещь в себе, волю. Самосознание позволяет понять наши желания и эмоции, но не даёт свободы воли контролировать их так, как человек этого хочет. Тем не менее, люди по-прежнему несут ответственность за свои действия, потому что их действия являются результатом того, чем они являются, продуктом трансцендентной свободы воли, которая, хотя и находится вне человеческого контроля, делает людей такими, какие они есть.
Фото: thecollector.com
Наши действия являются продуктом того, кто мы есть, и поэтому являются нашей ответственностью.
Об основах морали
Вторая крупная работа Артура Шопенгауэра по этике — «Об основах морали». Это эссе в значительной степени является критикой системы этики Канта и развитием системы Шопенгауэра как, по мнению автора, лучшей альтернативы. Философия Шопенгауэра рассматривается автором как форма продолжения сочинений Канта, и его этика не является исключением.
Шопенгауэр указывает на фундаментальную ошибку кантовской этики: его представление о морали. Согласно Канту, мораль построена на заботе об установленных законах и последствиях действий, поэтому она представляет собой систему, основанную на рациональном понимании мира. Люди могут понять, что действия, основанные на заботе о законах и последствиях, согласно Шопенгауэру, эгоистичны, потому что они мотивированы индивидуумом, стремящимся получить вознаграждение или избежать наказания.
Альтернатива, представленная Шопенгауэром, состоит в том, что истинная этика основана на сострадании.
Люди эгоистичны по своей природе, так как сама наша природа - хотеть, поэтому единственный способ достижения нравственности, которую можно понимать как заботу о благополучии других в наших действиях, - это спонтанное явление сострадания, акт ощущения страданий другого человека и действий, направленных на уменьшение или предотвращение их.
Внутренняя сущность каждого человека — это то, что по своей сути приносит ему страдания, а это означает, что люди способны соотносить страдания других со своими собственными. Благодаря этой способности человек действительно может хотеть помогать другим и не причинять им дальнейшего вреда, и в этом суть морали.
Артур Шопенгауэр: Этика сострадания в пессимистической философии
Проанализировав все основы этики Шопенгауэра, можно заключить, что её сосредоточенность на сострадании — это очень честный подход к морали. Он предполагает, что единственный способ правдиво принимать моральные решения — это хотеть принимать эти решения, а не быть убеждённым в этом факторами, внешними по отношению к индивидууму.
Фото: thecollector.com
Удивительно интересно, как пессимистическая философия может породить такой здравый взгляд на этику, и в то же время являющийся совершенно логическим следствием основных аспектов его философии. Понимание присущих нам страданий также подразумевает понимание присущей нам способности к состраданию. Признать эгоизм корнем страданий — значит признать, что лучший путь для человека — это путь бескорыстия.
Взгляд Шопенгауэра на этику не направлен на установление строгих правил или законов, по которым люди должны жить, потому что мораль должна быть сосредоточена на размышлениях о благополучии других, а законы сосредоточены на поддержании собственного благополучия и недопущении причинения вреда другим, потому что это поставит под угрозу собственное благополучие.
В творчестве Шопенгауэра отчетливо наблюдается влияние восточной традиции. Он познакомился с азиатской культурой во время своего пребывания в Веймаре и представил многие аспекты указанной культуры в своей работе, а именно буддизм и индуизм, вплоть до того, что считал буддизм лучшей религией. Важнейшим аспектом, который Шопенгауэр вынес из этих религий, были концепции отказа от желаний и аскетизма как высшей формы самосовершенствования.
Фото: thecollector.com
По очень веской причине подход Шопенгауэра к морали оказал большое влияние на работы известных авторов из многих областей знаний, таких как Фридрих Ницше, Эрвин Шрёдингер, Зигмунд Фрейд, Альберт Эйнштейн и многих других, и до сих пор остаётся отправной точкой для чрезвычайно актуальных дискуссий даже спустя два столетия.