В Великом Новгороде на Знаменском раскопе во время археологического сезона была обнаружена золотая подвеска византийской эмали и по
византийским ремесленным традициям, изготовили её в начале XIII столетия. Этот артефакт, как считают специалисты, выполнен в технике так называемой «перегородчатой эмали».
А дальше, уважаемые читатели, прочитайте внимательно, какими методами пользовались учёные, анализируя технологии изготовления и состав материала, из которого древние мастера выполнили своё произведение искусства.
Итак, «состав эмалей анализировался методами растровой электронной микроскопии с энергодисперсионным рентгеновским микроанализом и атомно-эмиссионной спектроскопии с индуктивно-связанной плазмой с пробоотбором лазерной абляцией».
Поразительно, просто какими невероятными методами пользуются современные учёные, чтобы разгадать исторические загадки.
Российские исследователи далее отметили, что, если состав красной эмали византийский, то вот эмали синего, белого и бирюзового цветов «типичный для римского содового стекла и содержит сурьму, использование которой в стеклоделии завершилось в IV веке».
Что это означает
Это позволяет экспертам заключить, что в качестве сырья для эмалей вторично использовалась римская смальта — практика, которую применяли в европейском эмальерном производстве до конца XII - начала XIII веков.
Историки предполагают три варианта происхождения украшения:
а) подвеска с эмалевой вставкой является византийским импортом,
б) эмалевая вставка выполнена в мастерской Византии и её привезли в русский город, где украсили золотой квадрифолий местной работы,
в) всё изделие, в том числе и вставка, произведено на Руси, но греческими мастерами.
Интересные версии, нечего возразить, но в любом случае учёные твёрдо уверены, что при изготовлении подвески использовалась импортная эмаль.