Гиены собираются вместе с наступлением ночи. Более смелые животные приходят пораньше и валяются в городе, не беспокоясь о громких звуках мечетей, призывающих людей на молитву. К приходу Аббаса Юсуфа десятки гиен скрываются в полумраке, перешагивая через осколки костей и битого стекла.
Аббас свистит и зовёт гиен, бросая несколько кусков мяса. Затем он подзывает небольшую группу туристов, пришедших понаблюдать за происходящим. Они по очереди кормят гиен с палочек, вздрагивая, когда животные неуверенно хватают мясо челюстями и улепётывают. «Нет проблем, не волнуйтесь», - говорит Аббас, подбадривая одного из туристов, который кладёт палочку с мясом в рот животному. «Будьте как лев».
В Эфиопии и многих других регионах
Африки к югу от Сахары гиен боятся и принижают. В новостных программах часто рассказывают о том, как они похищают младенцев, а в фольклоре Эфиопского нагорья люди со «сглазом» по ночам превращаются в гиен и нападают на своих соседей. По всей Африке гиены и люди часто вступают в конфликты, особенно по мере расширения человеческих поселений.
Фото: theguardian.com
Известно, что крупные хищники убивают людей, а также большое количество домашнего скота, и их часто травят и убивают в ответ на нападения. Пятнистые гиены, в частности, имеют настолько плохую репутацию, что восстановление их облика было названо МСОП приоритетной задачей по сохранению вида.
Однако в Хараре, окружённом стеной городе на востоке Эфиопии, их присутствие не только принимается, но и поощряется. «У нас есть история мирного сосуществования», - говорит Ахмед Зекария, учёный из Харара. «Структура города такова, что он принимает их».
В то время как бурые и полосатые гиены относятся к категории «представляющие угрозу», пятнистые гиены таковыми не являются, но их численность сокращается.
По мере роста конфликтов между человеком и дикими животными и сокращения ареалов обитания вопрос о том, как общины могут сосуществовать с крупными хищниками, становится всё более актуальным.
Фото: theguardian.com
В Хараре животные выполняют роль городской «мусороуборочной системы», проникая в город по ночам через ряд встроенных в стены «гиеновых дверей» и поедая выброшенные на улицы внутренности. Аббас - давний союзник людей, один из «людей-гиен» города. Он научился своему ремеслу у своего отца Юсуфа, который начал бросать гиенам объедки, когда кормил своих собак, несколько десятилетий назад.
Связь Аббаса со стаей очень глубока. У него есть имена для каждого из стаи, и хотя большинство из них слишком пугливы, чтобы кормиться прямо из рук, его любимцы регулярно приходят к нему домой. «Я кормлю их каждый вечер, независимо от того, есть туристы или нет», - говорит он.
Одной из его любимиц стала пожилая самка по имени Чалту. Несколько месяцев назад она забрела в офисное здание в городе и была избита дубинкой охранника. Узнав об этом, Аббас вызвал машину скорой помощи и привёз её на свою ферму, где попытался выхаживать животное до выздоровления. К сожалению, его усилия оказались тщетными. «Она была для меня такой особенной. Я чувствовал себя так, словно потерял члена семьи», - говорит Аббас.
Фото: theguardian.com
Сегодня его отношения с гиенами - главная достопримечательность города, и он берёт с туристов плату за участие в кормлении. Как и большая часть мусульманского населения Харара, Аббас и его отец верят, что гиены могут защитить людей от озорных джиннов, или духов. «Гиены едят их», - говорит Юсуф. «Если бы не гиены, было бы много джиннов, разыгрывающих людей».
Адиль Абубакер, продающий в своём магазине традиционные плетёные корзины, говорит, что их способность держать джиннов на расстоянии – «это главная причина, по которой гиены нужны в городе». Адиль оставляет остатки еды со своего стола на мощёной аллее перед домом. «Джинны не могут прийти, если есть гиены», - говорит Адиль. «Мы кормим гиен, а они в ответ защищают нас от злых духов. Это отношения «кви про кво»».
В фольклоре Харара гиены также выступают в роли медиумов, которые могут общаться с умершими в городе святыми и передавать послания от горожан.
Это отражено в местном слове, обозначающем гиену: «waraba», или «новостник». Происхождение этих верований было утеряно. Учёный Ахмед предполагает, что идея о том, что гиены могут есть и выплёвывать джиннов, могла возникнуть из-за того, что их тошнит непереваренными кусками костей, копыт и волос.
Фото: theguardian.com
Антрополог Маркус Бейнс-Рок, автор книги «Среди пожирателей костей: Встречи с гиенами в Хараре», считает, что эти легенды были частью местной доисламской системы верований и могли возникнуть благодаря обострённым чувствам гиен. «Когда наблюдаешь за ними, кажется, что они действуют в другом мире, что они могут видеть то, чего не видят люди», - говорит Бейнс-Рок, который провёл более года в Хараре, изучая отношения между его жителями и гиенами. «Если вы живёте в мире, наполненном духами, то легко сделать соответствующие выводы».
Эти отношения не всегда были мирными. Согласно легенде, много веков назад в регионе был голод, и голодные гиены охотились на немощных и больных. Посовещавшись на близлежащей горе, святые Харара заключили договор: горожане будут кормить гиен кашей, и те прекратят нападения. Эта история продолжает жить во время ежегодного исламского праздника Ашура, когда благочестивые люди по-прежнему готовят кашу для гиен в нескольких святилищах за городом.
Фото: theguardian.com
В рамках более обширных усилий по развитию туризма правительство Эфиопии стремится использовать отношения Аббаса с гиенами. В настоящее время он кормит их на пустыре, который когда-то использовался в качестве свалки мусора. На его месте будет построен «эко-парк» стоимостью 2,5 млн долларов, с магазинами, кафе и музеем, который, как надеются чиновники, привлечёт больше туристов.
Однако развитие Харара может поставить под угрозу его уникальные отношения с гиенами. На протяжении веков отгороженный стеной старый город стоял на холме, окружённый холмистой местностью. Сегодня же он окутан разросшимися объятиями гораздо более крупного нового города, который перекрыл многие маршруты, когда-то использовавшиеся гиенами.
«Неважно, как сильно вы их поощряете», - говорит Бейнс-Рок, - «Если не останется места, гиены просто уйдут».