Исследователи из Рутгерса сделали открытие на территории древнего Ирака. Они нашли самые ранние достоверные свидетельства наличия кукурузного проса (Panicum miliaceum), что бросает вызов нашим знаниям о наиболее ранних сельскохозяйственных методов в истории человечества.
Их выводы были напечатаны в журнале Scientific Reports.
«В целом присутствие проса в древнем Ираке в этот более ранний период ставит под сомнение общепринятое представление о развитии сельского хозяйства в регионе, а также наши модели того, как древние общества обеспечивали себя продовольствием»
— сказала Элиз Ложье, археолог-эколог и постдокторант Национального научного фонда, научный сотрудник Школы искусств и наук Университета Рутгерса в Нью-Брансуике.
Ложье добавила, что просо — это «удивительно крепкая, быстрорастущая и универсальная яровая культура», которая была впервые одомашнена в Восточной Азии. Группа учёных провела ряд анализов микроскопических растительных остатков (фитолитов) из Хани-Маси, стоянки середины или конца второго тысячелетия до н. э. (около 1500–1100 гг. до н. э.) в Курдистане, Ирак.
«
Присутствие этой восточноазиатской культуры в древнем Ираке подчёркивает взаимосвязанный характер Евразии в то время, что вносит свой вклад в наши знания о ранней глобализации продуктов питания», — сказала Ложье. «
Наше открытие проса и, следовательно, свидетельства летнего выращивания также заставляют нас пересмотреть возможности и устойчивость сельскохозяйственных систем, которые поддерживали и обеспечивали продовольствием ранние города, государства и империи Месопотамии».
Фото: oldevrasia.ru
Тот факт, что кукурузное просо имеется в древней Месопотамии, был неожиданным по экологическим и историческим причинам. До этого момента учёные полагали, что такого рода культура не могла выращиваться в Ираке до постройки имперских ирригационных систем в конце 1-го тысячелетия до нашей эры. Выращивание Panicum miliaceum обычно требует наличия летних осадков, и в Юго-Западной Азии климат с влажной зимой и сухим летом, а производство в области сельского хозяйства почти полностью основано на использовании сельскохозяйственных культур, которые выращиваются в зимний период, таких как пшеница и ячмень.
Такого рода производство считается основой для поддержания и обеспечения продуктами питания месопотамские города, государства и империи. Новые данные исследователей о том, что сельскохозяйственные культуры и продукты питания на самом деле выращивались в летние месяцы, означают, что предыдущие исследования, вероятно, сильно недооценивали возможности и устойчивость древних сельскохозяйственных продовольственных систем в полузасушливых экосистемах.
Новые данные учёных также используются в проведении быстро развивающегося археологического исследования, которое показывает, что в прошлом сельскохозяйственные инновации были местной инициативой, принятой как часть локальных стратегий диверсификации задолго до того, как начали использоваться в имперских режимах интенсификации сельского хозяйства. Это новая информация, которая может повлиять на то, как сегодня продвигаются сельскохозяйственные инновации.
«Хотя сегодня просо не является обычным или предпочтительным продуктом питания в полузасушливой Юго-Западной Азии или Соединенных Штатах, оно всё ещё распространено в других частях Азии и Африки», — сказала Ложье.
Фото: fbm.ru
«Просо — это сытное, быстрорастущее, маловодное и питательное зерно без глютена, которое может иметь большой потенциал для повышения устойчивости наших полузасушливых продовольственных систем. Сегодняшние новаторы в сельском хозяйстве должны подумать об инвестировании в более разнообразные и устойчивые пищевые системы, как это делали люди в древней Месопотамии», — сказала исследовательской группе Ложье, приглашенный учёный в Рутгерсе, получившая докторскую степень, и которая начала свои исследования по этой теме в Дартмутском колледже, а также надеется сделать анализ фитолитов более распространенным при изучении древнего Ирака, потому что он может бросить вызов предположениям об истории и практике сельского хозяйства в регионе.
Текущие исследования фитолитов продолжаются в сотрудничестве с Дэном Кабанесом, профессором антропологии в Школе искусств и наук в Рутгерс-Нью-Брансуик.