Данные камни и сведения о них появились издавна и совсем не беспочвенно. Земледельцы стран Прибалтики и Скандинавии до сих пор действительно уверены, что камни могут не только перемещаться, но еще и вырастать. Иначе каким образом они регулярно появляются на полях, которые обрабатываются не один век и потом довольно часто от них избавляются? Такие «гостинцы» давнего ледника заново появляются на поверхности планеты, при этом портят сельхозтехнику, хотя даже небольшие камешки ранее уже изъяты из пашни. В чем заключается секрет такого феномена?
Живые камни во времена язычников
Пориомания — медицинское название. Оно обозначает бродяжничество, постоянное стремление больного к смене мест. Однако выяснилось, что желание постоянно быть в движении присуще не только человеку, но и разным предметам, например обыкновенным камням.
В отдельных концах земли давно замечены большие камни-валуны, те что внезапно снимаются с «теплого места» и приступают к смене места дислокации.
Один из первых случаев, согласно мнению историков, имеет отношение к языческим периодам. По старинным русским преданиям, легендарный валун Синь-камень — лежавший на возвышенности невдалеке от села Городище рядом с Переславлем-Залесским, с давних пор являлся местом поклонения богам.
Проживавшие на этом местемеря-язычники, боготворившие разные силы природы, почитали Синь-камень. Около него происходили языческие ритуалы в честь бога Ярилы. Отсюда и пошло имя горы — Ярилина гора, или по-другому Ярилина плешь. С этим камнем было связано немало сказаний, рассказывающих о том, что в нем обитает дух, осуществляющий исполнение желаний.
Камень во времена христианства
Даже во время христианства Синь-камень в течение множества веков почитался здешним населением, и это не давало спокойствия церковникам, которые считали что присутствие языческого божества несовместимо рядом с возведённой здесь православной церковью.
В период правления Василия IV Шуйского по его приказу было принято решение окончательно разделаться с языческой религией. Священнослужитель Переславской церкви Ануфрий повелел раскопать огромную яму и свалить в нее почитаемый камень. Сказал — сделал.
Однако после нескольких лет отсутствия этот живой камень таинственным образом снова показался из-под земли, а немного погодя появился перед всеми в «полный рост».
Ещё одна попытка
Вторично спустя 150 лет духовенство Переславля решило положить камень в фундамент здешней колокольни. Действие происходило в зимнее время. «Мерянский бог» цинично был скинут с горы. Камень с не малым трудом водрузили на сани и отправились в путь через Плещеево озеро. Лёд под санями проломился, и валун оказался на дне озера в пяти метрах от поверхности. (Сегодняшние исследователи подозревают, что камень был умышленно скинут в озеро.)
Однако вскорости рыбаки заметили, что камень «не стоит на месте», а постепенно «передвигается» по дну. Поначалу этому не придали значения. Разное случается, может, в озере вода убыла, вот и «выплыл» камень… Но миновал год, и народ увидел, что валун возвышается над уровнем воды теперь уже на несколько метров! Пригласили учёных. Те исследовали живой камень и ничего не придумали, отнеся его к камням ледникового периода, каковых обилие на Земле. Лишь заметили люди, что камень после дождя делается синим и сияет на солнце, будто морская галька… На обыкновенный ледниковый камень этот валун отнюдь не схож, так как он не гладкий, а как будто весь в «оспинках» — мелких выбоинах. Это много веков от камня откалывали небольшие кусочки так сказать «на счастье»…
Наше время
В наше время возле камня имеется вышка с записью о том что этот камень был затоплен в 1778 году, но через 70 лет опять оказался на берегу». О подобных камнях народ говорит, что «земля их родит».
Учёные истолковывали чудо передвижения валуна по-своему, мол, в районах, где земля каменистая, под воздействием изменений температуры почвы скальные породы увеличиваются в размере по-разному. В результате и случаются смещения камней, они как будто «всплывают» из земли на её поверхность.
Как раз поэтому весной требуется удалять камни с полей, с тем чтобы не испортить сельскохозяйственную технику. Но в случае, если это так, то почему «вылезает» исключительно этот камень, а прочие остаются на месте?
Нет, неспроста славяне почитали именно этот живой камень.