Пираты, короли и похитители фигурируют в песнях на сайте, рассказывающем об истоках современной музыкальной индустрии. Музыкальная индустрия жаждала хитов, поэтому выпускались тысячи песен - любовных, грустных, шуточных, патриотических.
Были песни о слугах и королях, нищих и
пиратах, похитителях и призраках. Были песни о кровавых битвах и мучительных смертях. Была песня о шотландце, которого испепелила божественная молния за то, что он пытался соблазнить свою сестру.
Добро пожаловать в хит-парады XVII века - баллады, которые поразили воображение публики и обогатили зарождающихся музыкальных производителей Англии.
Кристофер Марш, профессор истории из Университета королевы Белфаста, и Анджела Макшейн, почётный преподаватель истории в Университете Уорика, подсчитали количество изданий текстов песен и другие показатели, чтобы определить главные хиты елизаветинской и стюартовской эпох. В рамках их проекта «100 баллад» на сайте, запущенном в начале февраля 2024 года, собраны тексты песен, резюме, анализ и новые записи, рассказывающие об истоках музыкальной индустрии.
«Это была самая ранняя форма коммерческой поп-музыки в Англии», - говорит Марш. «Это был первый случай в истории, когда люди пытались публиковать песни, чтобы заработать деньги и создать хиты».
Теперь их можно слушать снова: Энди Уоттс из фолк-группы Carnival Band привлёк 22 музыканта для записи 100 из 120 песен, размещённых на бесплатном сайте. Совет по исследованиям в области искусств и гуманитарных наук выделил на проект 252000 фунтов стерлингов.
По словам Марша, проект пролил свет на зарождение новой бизнес-модели. Лондонские издатели баллад заказывали, покупали и распространяли песни, которые исполнялись в пивных, на рынках и городских площадях в надежде на то, что люди будут покупать тексты с песнями. «Это были звукозаписывающие компании своего времени - они пытались выявить успешные песни, зацепиться за них, продвинуть их на рынок и заработать на них деньги», - говорит он.
Современные артисты, испытывающие трудности, могут узнать некоторые аспекты этой бизнес-модели: странствующие певцы гастролировали по стране, исполняя песни в надежде продать тексты, как правило, за копейки.
Фото: arhe.msk.ru
«Не было ни записей, ни знаменитых исполнителей», - говорит Марш. «Певцы, как правило, были теневыми фигурами, информация о них не была задокументирована. У нас нет имён исполнителей баллад, которые считались худшими из худших. В литературных источниках того периода они подвергаются серьёзной критике. Они считались плохими парнями, работавшими с карманниками, и получили плохую репутацию».
Лист содержит текст, но вместо нот в нём указана известная мелодия для исполнения песни. Данные о продажах тысяч баллад, напечатанных в XVII веке, отсутствуют. Но некоторые издатели баллад перечисляли прибыльные песни, которые они стремились защитить в ранней форме авторского права. Ещё одним показателем популярности было то, переиздавалась ли баллада - некоторые из них появлялись лишь однажды, другие - снова и снова, десятилетие за десятилетием.
По словам Марша, который играет на скрипке, историки часто цитируют баллады, не уточняя, была ли песня популярной. «Я подумала, что было бы полезно составить список самых успешных песен, потому что они могут больше всего рассказать о вкусах и увлечениях», - говорит он.
Многие хиты XVII века посвящены отношениям, особенно романтике, ухаживаниям и проблемам между мужьями и жёнами.
«Я пришёл в этот проект, думая, что баллады - это лёгкие и воздушные милые песни, с привкусом юмора, но в них также много трагедии и смерти», - говорит Марш. В текстах 120 песен проекта, некоторые из которых посвящены знаменитым сражениям, упоминаются смерти 3884 человек. Божественное возмездие настигло Джаспера Каннингема из Абердина, который сгорел в огне после того, как сделал предложение своей сестре.
На сайте перечислены песни в порядке популярности. На первом месте – «Вандринг, принц Трои», пересказ «Энеиды» Вергилия, вышедший по меньшей мере в 12 изданиях в период с 1564 по 1708 год. Её успех объясняется хитроумным сочетанием романтики, трагедии, военных действий, истории, аристократической жизни и сверхъестественного вмешательства.
Среди других названий – «Превосходная баллада о Джордже Барнвеле, лондонском подмастерье, который был влюблён в путану». Баллада рассказывает о юноше, очарованном женщиной намного старше его, что приводит к трагическим последствиям. Другая песня называется «Правдивая история жизни и смерти сэра Эндрю Бартона, пирата и разбойника».
Большинство баллад не имеют подписи сочинителя , но некоторые авторы добавляли свои имена к текстам и становились знаменитыми, в частности Томас Делони, ткач, написавший семь баллад из этого списка. «Леннон и Маккартни своего времени», - говорит Марш.