Многие скрипачи, исполняющие произведения репертуара 19 века и ранее, предпочитают играть на инструментах, сохраняющих характеристики скрипки в стиле барокко. Старинные инструменты и смычки идеально подходили для исполнения той музыки, для которой они были созданы, вовсе не являясь примитивными и не лишённые тех конструктивных характеристик, которыми обладают современные скрипки.
Даже если инструменты менялись со временем, начиная с 16 века, каждая новая типология могла сосуществовать со следующей года и столетия, в зависимости от социальных, экономических, географических и музыкальных ситуаций. Исторически скрипки можно разделить на три периода: ренессанс 16-17 веков, барокко 18 века и классические начиная с 19 века.
Скрипкой барокко можно смело назвать инструмент, имеющий конструктивные особенности характерные для периода начиная от зарождения во второй половине 16 века до начала 19 века.
На звуковые характеристики инструмента влияет совместимость определённых элементов. Среди них выделяются гриф с фурнитурой, струны со струнодержателем и бридж. Всё это помещается в звуковой корпус, являющийся настоящей сущностью инструмента, фундаментально определяющий его звуковые качества. Ряд других элементов, входящих в состав скрипки, можно заменять или модифицировать, приспосабливая инструмент к потребностям музыканта. Гриф скрипки в стиле барокко толще и короче современного.
Некоторые скрипки известных музыкантов очень хорошо сохранились, например «Мессия» и «Леди Блант» Антонио Страдивари, так как большую часть своей жизни находились в руках коллекционеров, но всё же претерпели определённые модификации.
Фото: wikiwand.com
Инструментом, наиболее близким к оригиналу, остался теноровый альт Медичи. Эту скрипку изготовили в 1690 году для двора Козимо III Медичи как часть струнного квинтета. Во Флоренции в музее консерватории Луиджи Керубини хранится скрипка в стиле барокко, которая сохранила всю первоначальную конструкцию, хоть и претерпела несколько вмешательств по реставрации, в основном от повреждений насекомыми.
В скрипках в стиле барокко использовались струны, сделанные из бараньих кишок.
В 17 веке скрипку держали не на плече, как сегодня, а чуть ниже, некоторые даже прижимали инструмент к груди. В 18 веке, по мере появления всё более сложной музыки, постепенно утвердилось такое положение скрипки, которое обеспечивало лучшую технику исполнения.
В 20 веке скрипки в стиле барокко использовали для своих выступлений многие музыканты: в 1969 году Брюссельский ансамбль «Алариус» выпустил альбом итальянской музыки эпохи Клаудио Монтеверди, в 1973 году Яап Шредер записал концерты Вольфганга Амадея Моцарта для скрипки с оркестром, в 1975 году квартет Эстерхази исполнил несколько произведений Франца Йозефа Гайдна, в 1981 году Сигисвальд Куйкен записал сонаты Иоганна Себастьяна Баха для скрипки. Запись этой необыкновенной музыки выявила забытый репертуар стилистического совершенства, доказав, что исполнение произведений на скрипке в стиле барокко надолго остается эталоном.