Теодор Адорно был большим критиком популярных форм музыки. Но соответствует ли его философский аргумент сегодняшним стандартам?
Теодор Адорно был начинающим композитором, ставшим философом. Неудивительно, что он был причастен к философии музыки. Традиционная эстетика очень жёстка и часто непреклонна, когда дело доходит до обсуждения музыки. Знаменитый философ Иммануил Кант широко известен как самый влиятельный философ в области эстетики. В своей «Критике суждения» он утверждал, что вся инструментальная музыка прекрасна, но, в конечном счёте, тривиальна.
Во многих отношениях Теодор Адорно выступает в качестве антитезы позиции Канта в отношении музыки, поскольку он отстаивал потенциал музыки как уважаемой формы искусства.
Он увидел красоту и смысл, которыми музыка может обладать через собственный опыт. Однако точно так же, как Адорно нарушил традиции в эстетике, он также навязал свои собственные жёсткие правила.
Для Адорно последним примером достойной музыки была классическая музыка 1910-х годов. Философия музыки часто связана с природой классической музыки. Он уделяет мало внимания более поздним музыкальным формам, таким как джаз или поп-музыка. Во многих эстетических дискуссиях заложено различие между «серьёзной» и «популярной» музыкой. Можно увидеть некоторую элитарность, характеризуя классическую музыку как «серьёзную», в отличие от её поп-аналогов. Мысль заключалась в том, что «популярная» музыка каким-то образом бросает тень на музыкальное искусство. Это может быть результатом включения лирики, упрощения музыкальных качеств или того, как публика наслаждалась «популярной» музыкой.
Почему Адорно так негативно относился к популярной музыке
Для Теодора Адорно критика «популярной» музыки коренится в её функции для публики. Он утверждал, что популярная музыка может характеризоваться исключительно «стандартизацией».
В своей знаменитой статье «О популярной музыке» Адорно хотел подчеркнуть скучный характер структуры песен, состоящей из куплета, пред-припева и припева.
Это означало, что из популярной музыки нельзя было создать ничего нового. Адорно чувствовал, что популярная музыка разрушает то, как человек воспринимает искусство. Он считал, что эта стандартизация музыки была результатом распространения её в капиталистическом обществе.
Адорно попытался раскрыть в своей статье, что посредством стандартизации мы уже «предварительно потребляем» музыку, которую слышим. Поскольку нас приучили искать стандартные черты в популярных песнях, мы уже знаем, чего ожидать, когда их слушаем. Это означает, что для Адорно они не обладают эмоциональной и интеллектуальной силой, сравнимой с классической музыкой. В «популярных» песнях не может произойти ничего неожиданного. С другой стороны, классическая музыка создана для того, чтобы её слушали внимательно, и каждая нота имеет значение для всего произведения.
Фото: concepture.club
Взгляд Адорно на популярную музыку кажется крайне несовместимым с тем, как люди воспринимают песни сегодня. Так называемая «популярная» музыка имеет большое значение в жизни человека. К примеру, как заботятся пары о том, под какую песню будет их первый свадебный танец. Более того, люди не были бы в восторге от новой музыки, если бы она не имела какой-то ценности!
В каком-то смысле Адорно ошибся в своём полном отрицании популярной музыки.
История претензий Адорно
Возможно, мы сможем лучше понять точку зрения Адорно, рассмотрев культурный контекст, окружающий его утверждения.
Адорно опубликовал свою статью в 1941 году. В то время в «популярной» музыке преобладали свинг, биг-бэнд, джаз и кантри. Оригинальная песня того года с самым высоким рейтингом была Chattanooga Choo Choo Гленна Миллера. Даже с точки зрения современного слушателя между многими известными песнями того времени есть заметное сходство. Отчасти это связано с преобладанием популярности свинговой музыки.
Музыкальная индустрия стремилась воспроизвести свинговые песни, поскольку это была рабочая формула, по которой продавались пластинки. Это не означает, что свинговая музыка полностью лишена ценности! Однако её доминирование в чартах может стать важным фактором для понимания точки зрения Адорно.
При сопоставлении с музыкой того времени утверждения Адорно о стандартизации имеют некоторый смысл с современной точки зрения. Когда включаешь свинговую песню 40-х, то знаешь, чего ожидать. Свинговая музыка очень далека от того, что сейчас в моде! Ещё в 40-х годах большое количество свинговой музыки считалось довольно революционным. Послушав немного свинговой музыки 40-х годов, можно найти множество примеров приятных песен, достойных художественной ценности. Примеры включают Bugle Call Rag от The Metronome All-Stars. Однако пункт о том, что песни следуют жёсткой структуре, остётся, так что оценка Адорно понятна.
Фото: livejournal.com
Мысли Адорно о джазе
Так что же Адорно думал о джазовых импровизациях? Интуитивно кажется, что идея импровизации в музыке идёт вразрез с принципами стандартизации. Импровизация совсем не стандартная!
Адорно сказал по этому поводу следующее: «Хотя джазовые музыканты всё ещё импровизируют на практике, их импровизации стали настолько «нормализованными», что позволяет разработать целую терминологию для выражения стандартных приёмов». Адорно имеет в виду, что джазовая импровизация в то время состояла из различных общих фраз и последовательностей. Это создавало у Адорно ложное чувство импровизации.
Он чувствовал, что джазовые исполнители не импровизируют. Они просто повторяли одни и те же мелодии и ритмы по-разному.
Утверждения Адорно кажутся немного более логичными в свете исторического контекста. Адорно заключает, что «популярная» музыка не дала публике ничего нового или субъективного. Это потому, что музыка в то время подпадала под стандартизированный режим, который в значительной степени диктовался требованиями рынка. Он пришёл к выводу, что «[популярная музыка] является катарсисом для масс, но катарсисом, который удерживает их в строгом соответствии». Поскольку популярная музыка не вызывала ничего, кроме безоговорочного катарсиса, она поддерживала статус-кво.
Однако он считал, что классическая музыка даёт возможность справиться с сильными эмоциями, такими как разочарование, и свободна от влияния рынка.
Где ошибся Адорно
Проблема с утверждениями Адорно в том, что он отказывался видеть какой-либо потенциал в развитии популярной музыки. Тот факт, что популярная музыка формируется рынком, не означает, что она должна соответствовать конформистскому мышлению. Многие критики также утверждали, что этот отказ заниматься популярной музыкой коренится в предрассудках и расизме. Это потому, что афроамериканцы изобрели и доминировали в таких жанрах, как джаз и свинг.
Фото: syg.ma
Аргумент Адорно также исходит из опасения, что люди могут начать терять оценку классической музыки. Адорно не хотел, чтобы ценность классической музыки со временем уменьшалась.
Популярная музыка казалась серьёзной угрозой классической музыке, поскольку она сильно отличалась от неё.
Чего Адорно не учёл, так это того, что люди способны ценить самые разные типы музыки.
Когда кто-то слушает классическую музыку, он ценит другие элементы, чем когда слушает поп. Частично неприятие Адорно поп-музыки и джаза связано с тем, что он отказывался учиться её слушать. Если бы Адорно опубликовал те же аргументы в пользу стандартизации всего четырнадцатью годами позже, в 1956 году, это была бы совсем другая история.
В авангардном джазовом мире уже были бы убедительные контрпримеры его аргументам. Революционный альбом Сесила Тейлора Jazz Advance совсем не стандартный. Нарушая статус-кво ожидаемых гармоний, работа Тейлора действует как плевок в лицо заявлениям Адорно. Адорно больше не мог утверждать, что так называемая «популярная музыка» основана на «примитивных» гармониях. Он также не мог утверждать, что джазовые импровизации больше не являются стандартными. Импровизации Тейлора были какими угодно, но только не стандартными, и по сей день они действительно бросают вызов слушателям. Если бы он дождался 1965 года и выхода альбома The Beatles Rubber Soul, его аргументы стали бы менее обоснованными.
Легенды джаза в стиле фри-форм, такие как Сесил Тейлор, не достигли широкой публики, что могло сделать их невосприимчивыми к критике Адорно. Тем не менее, невозможно, конечно, утверждать то же самое для Битлз!
Фото: livejournal.com
«Rubber Soul» ознаменовал появление того, что мы теперь называем современной концепцией альбома. Это было неожиданно и нарушало правила на каждом шагу, не только в звучании из-за включения восточных гамм, но и в лирическом плане. Лирическое содержание сильно вдохновлено психоделическим контркультурным движением. Это движение было в значительной степени противоположно конформистскому мышлению, которое Адорно заклеймил как «популярную» музыку.
Современный взгляд на аргументы Адорно
Разрушает ли нынешняя популярная музыка критику Адорно «популярной музыки» с точки зрения 21-го века? Кажется, что аргумент Адорно о стандартизации всё еще актуален, когда применяется к некоторым более пустым примерам современной поп-музыки. Возьмём, к примеру, песню One Direction «Лучшая песня всех времен», которая идеально вписывается в описание Адорно негативных функций популярной музыки. Песня не бросает вызов гармонии и не имеет значительного эмоционального веса для слушателя. Тексты существуют только для того, чтобы радовать юных зрителей. В этом смысле мы могли бы утверждать, что функция этих песен— держать аудиторию в узде.
Тем не менее, бессмысленные поп-песни кажутся намного менее отвратительными, когда они перестают быть единственной популярной формой музыки, которую люди слушают. Просто посмотрите на популярных исполнителей рэпа, таких как Кендрик Ламар. Ламар постоянно представлял вдумчивую критику капитализма в своей музыке, например, в своём знаменитом альбоме To Pimp a Butterfly. Альбом Ламара также отличается некоторыми сложными звуковыми качествами, такими как вызывающий кошмар трек «U».
Ламар и многие другие популярные артисты идут против идеи Адорно о том, что стандартизация популярной музыки означает, что она существует, чтобы придерживаться стандартов и соответствовать им.
Был ли прав Адорно насчёт популярной музыки
С сегодняшней точки зрения «популярная» музыка больше не может вписываться в мировоззрение Адорно. Хотя большая часть популярной музыки по-прежнему стандартизирована, это не значит, что некоторые из песен не соответствуют требованиям. Также нет никакой причины отличать «серьёзную» музыку от «популярной» музыки!
Фото: concepture.club
Множество современной музыки может быть серьёзной и достойной художественного признания.
К сожалению, статья Адорно не представляет особого философского интереса к текущим дискуссиям о музыке.
Статья интересна с исторической точки зрения и освещает важные аспекты роли рынка в формировании музыки. Однако она также раскрывает глубоко укоренившееся предубеждение Адорно против популярной музыки. Это мешало Адорно увидеть истинный потенциал современной музыки. Поэтому, пожалуйста, не нужно обращать внимание на Адорно в данном случае и относиться к современной музыке с той любовью, которой она заслуживает!