«Величайший музыкальный инструмент» - так некоторые высказываются о фортепиано. Этот инструмент обладает богатыми выразительными средствами и способностью воспроизводить самую разнообразную музыку: классику, джаз, поп. В концертном зале вы расслышите сильный звук фортепиано даже в симфоническом оркестре, и в то же время под его ненавязчивый аккомпанемент может выступать очень застенчивый певец. Фортепиано может заменить целый оркестр, но его звук также гармонично сочетается практически с любым другим инструментом.
Фортепиано сравнивают с палитрой художника; специально для этого инструмента создавались прекрасные музыкальные произведения.
Кто был изобретателем фортепиано и почему этот инструмент сохранил свою популярность до нашего времени?
Предшественники фортепиано
Арфа и лира - одни из самых древних щипковых инструментов. Впоследствии люди придумали цимбалы, на которых играли, ударяя по струнам маленькими молоточками. Во времена средневековья в Европе появились ударные и щипковые струнные инструменты с клавиатурой, самыми популярными среди которых стали клавикорд и клавесин. Клавикорд выглядел прямоугольным сундуком с крышкой. Металлические пластинки, которые назывались тангенту, ударяли снизу по струнам клавикорда. Звучание этого инструмента было выразительным, но негромким и поэтому заглушалось другими инструментами и человеческим голосом. Клавесин был больше размером и внешне напоминал современный рояль. На клавесине звук добывали с помощью птичьих перьев или плектра. Звук был острый и звонкий, однако его силу было невозможно менять.
В начале XVIII века, когда композиторы стали писать новую энергичную и выразительную музыку, возникла потребность в клавишном инструменте, который бы звучал нежно, как клавикорд, и громко, как клавесин.
Первые фортепиано
Итальянский Клавирный мастер Бартоломео Кристофори, соединив основной принцип строения клавесина с принципом извлечения звука в клавикорде, изобрел новый инструмент. Звук в нем создавался деревянными, обтянутыми кожей молоточками, которые ударяли по струнам. Мастер назвал свое творение «gravicembalo col piano e forte" ("клавицимбал с тихим и громким звуком»). Отсюда и пошло название инструмента - пианофорте, а позже - фортепиано. Теперь на этом новом клавишном инструменте с богатым и ярким звучанием исполнитель мог играть тише или громче.
Фото: pinterest.ca
К сожалению, Кристофори не увидел блестящего триумфа своего творения. Сначала очень мало людей заинтересовались новым инструментом, поэтому мастер вернулся к изготовлению клавесинов. Почти через 30 лет после того, как Кристофори создал своё первое фортепиано, немецкий органный мастер Готтфрид Зильберман несколько изменил строение инструмента и начал изготавливать собственные фортепиано. Немецкие и австрийские мастера продолжали экспериментировать, пытаясь создать компактные и легкие модели фортепиано. Так появилось фортепиано, которые стали называть прямоугольным роялем.
В конце 1750-х годов из Германии в Англию эмигрировало немало клавирных мастеров. Они также начали работать над совершенствованием фортепиано. Один из них Иоганнес Цумпе, который создал новую модель прямоугольного рояля, которая пользовалась большим спросом. Француз Себастьян Эрар и другие мастера из Европы и Америки сделали ряд других усовершенствований. Хитрый шотландский столяр Джон Бродвуд быстро понял, что молодые барышни с мещанских семей обязательно захотят иметь фортепиано у себя дома. Поэтому вскоре его фирма начала выпускать большое количество прямоугольных и обычных роялей.
Кроме того, клавирные мастера настойчиво работали еще над одной задачей: создать небольшой по размеру фортепиано со звучанием рояля. Так начали появляться фортепиано с вертикальным, а не горизонтальным расположением струн. Однако такие инструменты были очень высокими. В одной из моделей Бродвуда струны возвышались над клавиатурой на 2,7 метра! Поскольку верхняя часть такого инструмента перевешивала нижнюю, он был неустойчивым и играть на нём было опасно. Другая модель с вертикальным расположением струн получила название «жирафа», поскольку своим видом напоминала рояль с поднятым вверх корпусом. В конце концов в 1800 году англичанин Джон Айзек Хокинс изобрёл пианино - первую успешную модель с вертикальными струнами, которые располагались от пола. После этого производство прямоугольных роялей постепенно прекратилось.
Фортепиано заинтересовались композиторы
Между тем фортепиано начали интересоваться композиторы. В 1777 году юный Вольфганг Амадей Моцарт в клавирной мастерской баварца Иоганна Штейна впервые увидел фортепиано. Новый инструмент настолько поразил его, что вскоре он начал писать музыку для него и всего за четыре года создал более 15 концертов для фортепиано. Однако именно Людвиг ван Бетховен через несколько лет раскрыл миру возможности фортепиано. Под его пальцами инструмент оживал и начинал петь.
Именно о таком инструменте мечтали музыканты, и с его изобретением новая романтическая и энергичная музыка ворвалась в концертные залы. Другого композитора Фридерика Шопена называли «душой фортепиано». Он считал фортепиано совершенным средством для выражения мыслей и чувств.
А во время выполнения ярких и оригинальных произведений, писал для фортепиано Ференц Лист, поэтому инструмент звучал, словно оркестр.
Поскольку тогдашние фортепиано имели деревянную раму и тонкие струны, то не подходили для громкой и энергичной музыки. Поэтому клавирные мастера сначала укрепляли раму металлическими распорками, а затем начали изготавливать сплошные чугунные рамы. Чтобы достичь большей силы звука, мастера делали струны толще, а молоточки - тяжелее. Звук стал более резким, но этот недостаток удалось устранить, когда молоточки начали обтягивать войлоком. К тому же длинные струны натягивали накрест и короче, что улучшило звучание и сделало инструмент компактным.
Фото: cobbecollection.co.uk
Так появилось современное фортепиано, а с ним и плеяда великих пианистов, на концерты которых собирались переполненные залы. Слушатели восхищались фортепианной музыкой, поэтому количество произведений, написанных специально для этого инструмента, все более увеличивалось. А тем временем клавирные мастера в Европе и Америке изготавливали фортепиано в больших количествах, чтобы как можно быстрее удовлетворить небывалый спрос на этот инструмент.
Необычайная популярность фортепиано
В начале XX века фортепиано, как новый символ престижа, появилось практически в каждом доме, независимо от того, умел кто-то играть на нём или нет. Пианисты вдруг стали очень нужны - для развлечения клиентов и пассажиров, для музыкального сопровождения немых кинофильмов, для обучения игре на фортепиано. Вокруг этого инструмента собирались семьи. Музыканты-любители писали собственную музыку. Постоянно появлялись новые произведения для фортепиано, развились совершенно новые музыкальные направления: яркая синкопированная музыка регтайма, медленные мелодии блюза, настоятельные ритмы буги-вуги.
После Первой мировой войны произошел спад популярности фортепиано. В 1910 году было продано 600 000 фортепиано - крупнейшую за все времена количество, однако со временем объемы продаж начали сокращаться.
Фонограф, радио, проигрыватель грампластинок, а затем телевидения вытеснили фортепиано из домов людей. Впрочем, интерес к этому инструменту не угас окончательно.
После Второй мировой войны благодаря техническим усовершенствованиям фортепиано снова стало популярным. В 1980 году было продано аж 800 000 фортепиано. Современные фортепиано стали легче, так как изготавливаются из различных видов пластмасс и сплавов. Белые клавиши покрываются специальным синтетическим материалом, а не слоновой костью, как раньше. Крупнейшим производителем фортепиано является Япония. «Его величество фортепиано» пользуется большой популярностью даже в Китае.
Хотели бы вы научиться играть на фортепиано?
На некоторых инструментах без специальных умений трудно добыть даже звук, но на фортепиано можно легко сыграть простенькую мелодию, нажав в правильной последовательности лишь несколько клавиш! Мало кто умеет подбирать мелодии на слух. Впрочем, большинство людей убедились, что с помощью простого самоучителя можно быстро научиться по нотам играть простые мелодии правой рукой, аккомпанируя себе левой. Хотите сыграть живой марш, нежный вальс или любимую балладу? А может, вам нравятся латиноамериканские ритмы или джаз? Представьте себе, как приятно играть с другом в четыре руки! Также подумайте, что на фортепиано можно аккомпанировать друзьям, когда они поют или играют на других музыкальных инструментах. Так не хотели бы овладеть инструментом, который откроет вам двери в мир музыки?