Одним из самых известных наборов артефактов, сохранившихся из средневекового мира, и средневековой Шотландии в частности, является коллекция, широко известная как "Шахматные фигуры Льюиса". Они также считаются образцами скандинавского и романского искусства, изготовленными
из слоновой кости, возможно, в конце XII - начале XIII веков мастерами из Тронхейма, Норвегия.
Всего 93 фигуры составляют "Клад Льюиса": 82 в Британском музее, 11 в коллекциях Национальных музеев Шотландии. Это 78 шахматных фигур с 14 простыми фигурками и пряжкой из слоновой кости. Колдуэлл и др. отмечают, что их размещение на Льюисе, может свидетельствовать о значительной роли Внешних Гебридских островов в торговле и политике в средние века.
Игровые наборы шахмат были важны для отдыха на борту кораблей, и они, возможно, обладали значением для загробной жизни, связанным с боевым и интеллектуальным мастерством, предсказаниями и судьбой со времён эпохи викингов.
Эта последняя идея более подробно рассматривается Марком Холлом в статье в Европейском журнале археологии. Шахматами часто были важной частью подарка, или прекрасным времяпрепровождением элиты во время долгих плаваний. Особенно, когда корабли вставали на зимовье в незнакомой местности. Тем не менее, исследователи предпочитаю рассматривать этот клад именно в формате нахождения на острове Льюис.
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Льюис в середине XIII века был частью островного Королевства, имел прочные связи с королём Норвегии, но, возможно, контролировался конкурирующей династией Максорли. Епископы Содора также посещали остров Льюис.
Таким образом, шахматные фигуры пришли из эпохи конфликтов, конкуренции и мобильных элит. Кто бы ни владел ими, возможно, Льюис был "там, где они должны были оказаться и ими могли наслаждаться", а не "потеряны" на Льюисе проезжими торговцами. Пойдём дальше и предположим, что игровые фигурки могли быть среди подарков, которыми обменивались представители элиты, наряду с оружием, драгоценностями, рабами, женщинами, охотничьими собаками и кораблями.
Игра в шахматы записана в Оркнейской саге как одно из девяти ключевых умений дворянина.
Фигуры были более изменчивыми по функциям и значению, чем может подразумевать популярный эпитет "шахматные фигуры". Несмотря на название “шахматные фигуры", простые фигуры могли использоваться и для игры в хнефатафл, возможно, использовалась двухсторонняя доска.
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Найденная при них костяная пряжка, возможно, использовалась для крепления большой кожаной или текстильной сумки с игровыми фигурами. Игровые фигурки могут быть семейными реликвиями, передающимися из поколения в поколение.
Внешний вид королей особенно важен для этого обсуждения. Все они сидят на тронах, каждый держит меч поперек колен, правая рука на рукояти, левая сжимает ножны или клинок. Все они бородатые (вторая полоса), а их волосы заплетены в длинные косы, спускающиеся по спине, кроме одной. Они носят открытые короны с четырьмя трилистниками и длинные мантии.
История жизни шахматных фигур Льюиса
Исследователи Колдуэлл и Холл дают полный отчёт о мощном и разнообразном влиянии клада Льюиса на популярную культуру XX и XXI веков. Игровые фигурки вдохновили на создание целого ряда образов в литературе, на телевидении и в кино. Например, они отмечают, как их впервые изобразили в "Седьмой печати" (1957) и "Ле Боссу" (1959), а затем в англоязычных фильмах "Бекет" (Великобритания 1964), "Лев зимой" (Великобритания 1968).
Для современной семейной аудитории они могут рассматриваться как косвенное вдохновение гигантских шахматных фигур, изображённых в "Гарри Поттере и философском камне" (США, 2001) по роману Джоан Роулинг. Ранее, Сага о Ноггине Ноге уже была напрямую вдохновлена шахматными фигурами Льюиса.
Колдуэлл и Холл ссылаются на размещение шахматных фигур Льюиса как на метафору о ощущаемом превосходства интеллекта персонажей в контексте фильма и аналогию с самим сюжетом, предвещающую конфликт между персонажами и конфликты, которые они уже пережили. Также считается, что они выражают политическую нестабильность, судьбу и смертность, поскольку персонажи "заперты" в игре: в этом контексте они обсуждают свой внешний вид в фильме 2012 года "Храбрый".
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Шахматы широко используются для описания базовой структуры соперничества между действующими силами в драме, не более того (хотя и без прямого влияния Льюиса) в идее, что все люди - пешки в "игре". В 9 серии "Узника" (1967) . Все заканчивается тем, что шахматист говорит женщине-агенту, манипулирующей номером 2: "Мы все пешки, дорогая".
Специфическое использование сильно персонифицированных "фигур", в том числе шахматных фигур Льюиса, стало распространённым в массовой культуре конца XX века. Действительно, копий шахматных фигур Льюиса сегодня предостаточно, и они являются популярным подарком. Официальные копии можно приобрести в Национальном музее Шотландии, сделанные по лазерным сканированиям оригиналов.
Совсем недавно в монументальной скульптуре на Льюисе были использованы шахматные фигуры, таким образом, шахматные фигуры иногда являются общими намёками на "средневековье" и "старину".
Губернатор и король
Появление шахматных фигур Льюиса во всемирно известной и продолжительной постапокалиптической драме "Ходячие мертвецы" представляет собой важный новый этап в культурной биографии этих средневековых игровых произведений искусства.
В 6 и 7 сериях 4 сезона "Ходячих мертвецов" мы находим точную копию шахматного набора, действующего в постапокалиптическом пейзаже, служащего связующим звеном между старым миром и новым, между "цивилизацией", в которой применялись правила и имели место детские игры, и хаосом мира, кишащего ожившими трупами и бандами жестоких ополченцев.
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Действительно, это входит в историю “Брайана": перевоплотившегося губернатора после его полного поражения от Рика и его группы, убившего своих людей и бросившего Вудбери на произвол судьбы. Точные копии шахматных фигур Льюиса служат материальной основой для повествования о неудавшемся искуплении губернатора, а также катализатором его растущих отношений с семьёй Чемблер, с которой он пытается искупить вину в качестве любовника и отчима.
Шахматные фигуры появляются, когда Брайан подстригся, подружился с семьёй Чемблер и рисковал своей жизнью, чтобы достать кислородные баллоны и помочь умирающему Дэвиду Чемблеру (отцу Лилли и Тары). Некоторое время спустя, пока её дедушка лежит при смерти в постели в соседней комнате, он учит Меган Чэмберс – девушку Лилли – играть в шахматы.
Он осознаёт, что они не знают о том факте, что все мертвецы восстанут как "кусачие", независимо от того, как они уйдут из жизни. Поэтому он не спускает глаз с умирающего дедушки, опасаясь, что тот "обратится", как только умрет.
Губернатор представляет точную копию шахматных фигур Льюиса, и Меган говорит: "Это выглядит сложно". Он уверяет её, что это сложно для некоторых, но она умная. Она спрашивает, что это за пешки, и он говорит ей, что это "солдаты". "Они умирают?" - спрашивает она. "Иногда", - отвечает он.
Но именно его ответ на её следующий вопрос имеет решающее значение для раскрытия его отношения к постапокалиптическому существованию, в котором он живёт. Меган спрашивает: "Вы проиграете, если они умрут". Губернатор раскрывает себя, заявляя: "Нет, не обязательно, вы можете потерять много солдат и всё равно выиграть игру".
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
В этом моменте, мы предвидим, что его планы мести Рику и его группе никуда не делись, несмотря на многочисленные поражения и потенциальные неудачи в будущем. Его решимость отомстить превосходит любые стремления вернуться к нормальной социальной жизни. Шахматы воплощают его путь к искуплению и его гибель.
В "невинности" Меган раскрывает свою дилемму. Она поднимает белого короля. Он отвечает: "
Это король, это тот парень, которого вы хотите поймать". Король в официальном наборе - король 19. Король в 4 сезоне "
Ходячих мертвецов" - король 78. На мой взгляд, он самый печальный, но, возможно, также наименее комедийный и самый решительный из королей Льюиса. По крайней мере, я понимаю, почему его выбрали в качестве воплощения Губернатора в качестве средневекового короля.
Следующий момент является ключевым: Меган решает поставить на белого короля, надевая ему чёрную повязку на глаз, как у "Брайана"; так что губернатор впоследствии играет в шахматы против своего собственного воплощения: средневекового одноглазого короля. "Похож на тебя", - говорит она. Но это Губернатор прошлого или "Брайан" настоящего? Какое будущее выберет одноглазый человек? Станет ли он всевидящим Одином или нет?
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Теперь губернатор играет сам с собой, поскольку он играет в шахматы с Меган. Это задумано как метафора того, как он изо всех сил пытается наладить отношения с Меган, в то время как игра в шахматы раскрывает его планы отомстить. Судьба уже сделала выбор.
Отец и дитя, Добро и зло
В начале 7 серии мы снова встречаем шахматный набор в новой обстановке: Чемблеры и "Брайан" (губернатор) отправились в путь в поисках нового дома и находят новую группу, которая предлагает губернатору способ отомстить Рику. Лилли теперь любовница губернатора, и его отношения с Меган укрепились, которую он теперь любит и называет "тыковкой".
Опять же, шахматная партия становится прообразом мышления губернатора, он смело заявляет: "Вы не можете думать вечно, рано или поздно вам придётся сделать свой ход".
Меган спрашивает, почему он никогда не позволяет ей победить. Он отвечает: "Это не было бы победой". Губернатор рассказывает, что его отец никогда не позволял ему выигрывать: "на самом деле, раньше он побеждал меня во всём", раскрывая тип менталитета, который сформировал личность, подготовившую его к апокалипсису. Меган спрашивает, был ли отец губернатора злым. "Иногда", - отвечает он. "Ты был плохим?" - спрашивает Меган. "Иногда", - отвечает он.
Меган спрашивает, плохая ли она, и губернатор уверяет её, что она хорошая и что у них всех всё будет хорошо. "Потому что у нас у всех всё хорошо?", - спрашивает Меган. Губернатор не отвечает, понимая, что он осознаёт своё собственное злое прошлое и своё собственное злое настоящее.
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Окончательный ответ Меган, сделавшей свой ход, должен быть непреднамеренным двусмысленным. "Твоя очередь", - говорит Меган, в невинности не подозревая, что губернатор стремится вернуться к злу. Таким образом, судьба губернатора предрешена: он обречён, поскольку верит, что в шахматах находится ключ к его будущему.
Обсуждение
Благодаря шахматным фигурам Льюиса мы узнаём о злом прошлом губернатора и его жестоком детстве, в котором его отец никогда не позволял ему выигрывать. Шахматы были с губернатором ещё до того, как мертвецы начали ходить. С помощью шахматных фигур он возвращается, чтобы пофантазировать о "средневековом" порядке убивать под его руководством или быть убитым.
Возможно, в своём одноглазом состоянии он воображает, что обладает вторым зрением и ему суждено одержать победу. Для губернатора шахматные фигуры раскрывают его потенциал искупления и любви через Меган и Лилли, но в равной степени они вызывают в воображении его иллюзии и способствуют его возвращению к своим конечным целям мести и победы.
Неудачная попытка губернатора добиться власти и отомстить приводит к гибели многих его последователей, как в шахматной партии, но в конечном итоге он терпит неудачу, убитый двумя женщинами: один раз его злейшим врагом, а во второй раз женщиной, которую, как утверждает, любил.
Возможно, смысл заключается в том, что шахматы не являются подходящей моделью для человеческих отношений и политики ни в средние века, ни в постапокалиптическом будущем.
Финальный поворот. Когда умирает губернатор, на поле боя появляется одноглазый король, раздавленный ногой одного из орд зомби, привлеченных звуками битвы. Аллюзии
викингов и средневековья изобилуют на этом поле битвы пожирателей падали: в постапокалиптическом мире не вороны и волки, а ходячие мертвецы.
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Однако Губернатор не становится "Одином" или даже победоносным светским правителем. Вместо этого его заговоры побеждают его, и он убивает себя, играя в игру, которую, как он воображает, он может выиграть любой ценой. Как только шахматная фигура, с которой он сражается, оглядывается на него одним глазом, шахматы побеждают.
Самое интересное, что остаётся неясным, как только эта фигура попадает в тюрьму, где губернатор встречает свою судьбу: Лилли приносит её с телом Меган, или губернатор доводит игру до битвы?