Я очень люблю комедии, в особенности комедийные сериалы, но стараюсь смотреть только те, которые мне чем-то созвучны: например, о писателях, радиоведущих и тд. Такое случается редко, поэтому смотрю разные в надежде найти хоть что-то, что меня зацепит.
И вот однажды — о чудо! - я нашла сериал «Удивительная миссис Мэизел» (The Marvelous Mrs. Maisel). В то время я пробовала себя в новом амплуа — в стендапе. И тут вдруг сериал, да еще и комедийный, да еще и о стендапе, и не просто стендапе, а о женщине-стендаперке. Такие совпадения просто нереальны!
Сюжет сериала:
Действие сериала разворачивается в 50х года 20 века и рассказывает о двух еврейских семьях в Нью Йорке. Миссис Мидж Мэизел — молодая женщина - счастливая жена и мать двух детей помогает своему мужу в свободное от работы время выступать в клубе, как стендап-комик. Но от его шуток никто не смеется. Тем более, как оказалось, он не пишет сам свои монологи, а декламирует чужие. После очередного провала у публики он во всем винит свою жену и уходит от нее, тем более, что у него «завелась» любовница. В отчаянии миссисс Мэизел напивается вдрызг и идет в тот клуб, где ее муж потерпел неудачу и спьяну выступает там, рассказывая историю о том, как ее бросил муж из-за какой-то «Пенни». И публика умирает со смеху. После чего Мидж делают предложение, от которого она не смогла отказаться — стать стендап-комиком. И весь сериал рассказывает о ее тернистом пути к славе, о взлетах и падениях, переплетая это с ее личной жизнью.
Персонаж Мидж — вымышленный, но в сериале также рассказывается об известном американском комике - Ленни Брюсе, который в сериале часто помогает Мидж.
Так чем меня это зацепило?
Но сначала небольшая справка:
Я все пыталась найти истоки стендапа, чтобы убедиться в своей версии, что изначально стендап не был смешным. Я считала, что потому и появилось выражение «стендап-комик», что могут быть и НЕ комики). Но подтверждения своей версии я пока не нарыла. А нарыла наоборот то, что он появился в Англии в середине 20 века, цитирую:
«Жанр зародился в начале XIX века в Британии, где были популярны выступления юмористов в мюзик-холлах. В эпоху расцвета стендап вступил в середине ХХ века с появлением в Эдинбурге фестиваля Fringe, который явился площадкой для самовыражения артистов, в том числе и комедийного жанра.»
По другой версии он, якобы, появился в Америке, и первым стендапером был назван Марк Твен, который ездил на гастроли с юмористическими лекциями, которые стали родоначальниками стендап-выступления.
Нашла вот такую информацию - видимо, этим и вдохновились создатели сериала:
«Особой популярностью пользовались выступления комедиантов из так называемого Борщевого пояса – одного из еврейских кварталов Нью-Йорка; отсюда вышли в мир ставшие впоследствии каноническими «культовые» образы заправляющей всем и всеми еврейской тещи, сварливой жены и подчиняющегося мужа-подкаблучника с его умоляющим «Заберите мою жену».»» Это как раз то, что рассказывается в «Миссис Мэизел» - еврейская жена в еврейском квартале, которую бросил муж.
Чем же меня подкупил этот придуманный образ Мидж Мэизел?
Тем, что она говорила ПРАВДУ.
Дважды я участвовала в стендапе: один раз в чешском, другой — в русскоязычном и никак не могла понять, почему люди смеются, когда я говорю о серьезных вещах. Почему люди смеются, когда падает Чарли Чаплин?
Недавно я играла в спектакле, который был драмой, где в пору было лить слезы, но публика почему-то смеялась. И вот наконец-то я поняла: правда, которая болит, воспринимается легче, когда она «упакована» в юмор. Смехом наша психика защищается от того, чего в пору было бы убиться или, как минимум, сойти с ума.
Так и Мидж Мэизел со сцены рассказывала о своем наболевшем, чистую правду о своей жизни. Она затрагивала темы, которые в то время считались табу, и для меня она герой того времени, на которого я бы хотела быть похожей.
В стендапе лично мне нравится именно эта правда, когда выступающий говорит о себе чистую неприглядную, хоть и упакованную в юмор, правду. Когда я писала свои монологи для стендапа, я тоже говорила правду о себе и своей жизни. Но наверное, в нынешнее время правду уже не говорят (вздыхаю), а только делают вид. Да еще в русскоязычном стендапе почему-то нужно обязательно использовать мат. Я как-то спросила, обязательно ли это. И мне ответили, что нет, но почему-то это считается круто. Может, потому что сближает с аудиторией? Ведь изначально аудиторией стендапа был рабочий класс, простые люди из народа.
И наверное, в этом вся суть: мы смеёмся сквозь слезы, слушая стендап, потому что он о нас и о нашей, возможно, неудавшейся жизни. И приятно осознавать, что не только мы — такие неудачники и лузеры, а есть еще кто-то, кто свободно рассказывает об этом на сцене: даже от идеальных еврейских жен уходят мужья, "богатые тоже плачут». И может быть наша собственная жизнь не покажется нам такой безнадежной, если посмотреть на нее с другой перспективы — смешной. В этом, наверное, и есть прелесть и вклад стендапа в общество.
И в заключение:
Возвращаясь к сериалу: сериал получился очень хорошим. Вышли три потрясающих сезона, и 3й сезон оборвался на самом интересном месте, что естественно, когда ожидается продолжение. НО тут вмешалась пандемия, и съемки остановились, потом возобновились, и долгожданный 4й сезон наконец-то вышел вначале 2022 года. И он был ужасно скучным. Как будто создатели сериала вдруг сникли — расстроились и потеряли искру. Всегда интересно, когда кто-то успешно добивается своей цели, несмотря на преграды. И мы все с нетерпением ждем это долгожданного хэппи-энда, чтобы поверить, что и у нас все получится. Но сериал затянули, и теперь мы ждем 5го сезона, в надежде, что сериал закончат, и мы-зрители получим свою надежду, чтобы пересматривая сериал, вновь и вновь снова начинали верить в свои силы. Так что ждем-с.