Кинодвижение «Итальянский неореализм» осветило тьму в Италии после Второй мировой войны. Кинорежиссеёр Федерико Феллини был пионером движения. Итальянский неореализм — известное кинодвижение, зародившееся в начале 1940-х годов. Когда Вторая мировая война закончилась и лидер фашистов Бенито Муссолини больше не занимал руководящих постов, итальянская киноиндустрия потеряла внимание общественности. Это дало кинематографистам возможность изобразить реальность рабочего класса после войны.
Притеснение и несправедливость по отношению к бедным обнажались за счёт съёмки реальных граждан, живущих в отчаянии, а не просто профессиональных актёров, играющих роль.
Главная итальянская киностудия Cinecitta была частично разрушена во время войны, поэтому режиссёры часто предпочитали снимать на месте, что ещё больше увековечило суровую правду об экономических страданиях людей.
Кем был Федерико Феллини, мастер итальянского неореализма
Итальянский неореализм, который многие считают золотым веком кино, оказал значительное влияние на последующие основные движения в кино, такие как европейское художественное кино (1950–70-е годы) и французская новая волна (1958–1960-е годы). В данной статье представлены четыре неореалистических фильма, снятых легендарным итальянским режиссёром Федерико Феллини, которые помогли проложить путь этому движению.
Фото: thecollector.com
Федерико Феллини был широко известным итальянским режиссёром, прославившимся своими работами после Второй мировой войны, которые помогли определить категорию неореалистических фильмов. Он провёл своё детство в маленьком итальянском городке Римини и вырос в римско-католической семье среднего класса. Он с самого начала был творческим человеком, вёл кукольные представления и часто рисовал. Графический театр ужасов Grand Guignol и персонаж клоуна Пьерино повлияли на него в юности и вдохновляли на протяжении всей его карьеры.
Позже Феллини заявил, что его фильмы были не экранизацией собственного детства, а скорее выдуманными воспоминаниями и ностальгическими моментами.
Его карьера началась в качестве редактора юмористического журнала, где он познакомился с креативщиками из индустрии развлечений. Его первая заслуга на экране была в качестве сценариста комедии для фильма Il pirata sono io (Сон пирата), а в 1941 году он опубликовал буклет Il mio amico Pasqualino о своём альтер-эго, которое он разработал. Одним из поворотных моментов стала его работа над сценарием и режиссурой сценария I cavalieri del Deserto в Ливии, откуда ему и его команде пришлось бежать из-за британского вторжения в Африку.
Его участие в движении итальянского неореализма началось, когда известный режиссер Роберто Росселлини вошёл в магазин смешных лиц Феллини, где он рисовал карикатуры на американских солдат. Росселлини хотел, чтобы он написал диалоги для неореалистического фильма «Рим, открытый город», за который Феллини получил номинацию на «Оскар». Это привело к многолетнему сотрудничеству между ними и возможности для Феллини стать сопродюсером и сорежиссером своего первого полнометражного фильма Luci del varieta (Огни варьете). Приём был плохим, но это положило начало его сольной карьере кинорежиссёра.
Фото: thecollector.com
Вот четыре неореалистических фильма, снятых самим Феллини.
Белый шейх (1952)
«Белый шейх» — первый фильм Феллини. Хотя он не передаёт борьбу рабочего класса, всеобъемлющая тема идеализма и реализма является причиной того, что он считается неореалистическим фильмом. Сюжет следует за парой, у которой есть отдельные мечты, которыми они одержимы, оба совершенно разные и имеющие тайны друг от друга.
Иван Кавалли, которого играет неопытный актёр Леопольдо Триест, поглощён представлением новой жены своей строгой римской семье и Папе. Его жена Ванда полностью отвлечена фотокомиксом из мыльной оперы «Белый шейх» и полна решимости лично встретиться со звездой этой истории. Иллюзии Ивана о спокойной встрече семьи и жены рушатся, когда Ванда уходит на поиски Фернандо Риволи, героя комикса. Мечты Ванды впоследствии разбиваются, поскольку его идеальная фальшивая личность испорчена его истинной эгоистичной личностью. Когда Иван находит её фанатичное письмо, написанное Риволи, он убеждает себя, что она просто больна.
Даже при столкновении с реальностью человеческая природа всё ещё имеет тенденцию существовать в состоянии неверия или отрицания. На ночной прогулке Иван, осознав очевидную дистанцию между ним и женой, сидит один в темноте, погрязнув в своей печали. Прежде чем пара секс-работников подойдёт к нему, его одинокая фигура окутана чернотой ночи, когда надежда, которую он питал на своё видение будущего, рушится.
Фото: thecollector.com
Феллини был известен тем, что интегрировал элементы фэнтези в свои работы, и этот пример показывает один из его методов сделать это, уравновешивая его суровой реальностью.
Маменькины сынки (1953)
После плохого приёма «Белого шейха» Феллини поставил «I Vitelloni» — историю о пяти молодых людях, живущих в маленьком городке. Каждому из них за 20, и они всё ещё зависят от своих родителей со своими собственными амбициями. Моральдо мечтает жить в большом городе, Риккардо надеется профессионально петь и играть, Альберто размышляет о своём будущем, но очень зависим от своей матери, Леопольдо мечтает стать драматургом, а Серджио Натали мечтает стать театральным актёром.
Начинается драма, когда они запутываются в любовных связях с женщинами города, и, в конце концов, Моральдо садится в поезд и оставляет своих друзей в надежде на лучшую жизнь. Фильм определяется бунтарской энергией желания убежать и обрести свободу, избавиться от меланхолии. Феллини цитируется, заявляя о своей цели создать кино Реконструкции… смотреть на реальность честным взглядом. Он нацелен на борьбу за то, чтобы быть молодым и желать большего для себя.
Уход Моральдо означает, что он оставил позади старую, традиционную Италию, которая никогда не существовала после войны. Реальность заключалась в том, что всё изменилось, и люди должны были принять это, что и изображалось через неореализм. Он также служит социальным комментарием к недавно сформированной группе молодых людей, сформированных за годы после войны. Вителлони примерно переводится как бездельники. Одним из последствий войны стало появление поколения мужчин, которых считали ленивыми и эгоцентричными.
Фото: thecollector.com
Другой главный герой - Фаусто, которого принуждают жениться на сестре Моральдо Сандре из-за слухов о том, что он сделал ей ребёнка. Он безответственный бабник, поступки которого приводят к грязным делам и суровой реальности вытекающих из этого последствий. Без проекта и обязанности выполнить Феллини иллюстрирует неизбежный результат, который может последовать за таким поведением.
Дорога (1954)
«Дорога (La Strada)» - более характерный неореалистический фильм, чем «Белый шейх», и он был выпущен двумя годами позже. Исследуя жизнь молодой женщины по имени Гельсомина, он иллюстрирует страдания, последовавшие после войны. Мать, отчаянно пытающаяся вырваться из бедности, продаёт Джельсомину в качестве помощницы и жены Дзампано, силачу из бродячего цирка.
Эти два главных героя представляют два разных итога, порождённые дефицитом. Дзампано огорчён и зол на условия истерзанного войной мира вокруг него, в то время как Джельсомина ищет место в своём новом окружении, чтобы отделиться от своего унылого начала. Их постоянное движение в поисках желающей публики коварно, и опять же, их разные характеры проявляются в их путешествиях и выступлениях.
Дзампано считает существование жестоким, что влияет на его внешнее поведение, делая его враждебным и агрессивным. Отношение Джельсомины определяется невинностью и наивностью к суровой реальности, хотя она и возникла из ничего. Это приносит радость тем, кто наблюдает за её выступлением, потому что она выступает с искренним весельем в условиях депрессии, охватившей всё общество. Визуальная эстетика классически неореалистична, снята в чёрно-белом документальном повествовании, отражающем грубость человечества после Второй мировой войны. Показаны образы бедности и разрушений, вызванных войной, но они парадоксальным образом соотносятся с красотой и искуплением в жизни персонажей.
Фото: thecollector.com
Этот фильм является примером того, на что люди должны были пойти, чтобы выжить.
Шедевр итальянского неореализма: Ночи Кабирии (1957)
«Ночи Кабирии» — это история проститутки по имени Кабирия из «Белого шейха». Фильм начинается с того, что Кабирию грабит и бросает в реку Джорджио, её парень и сутенёр. Она едва выживает и существует до конца фильма, скептически относясь к любви и добру в мире. Эта история освятила грязные улицы коррупции среди сутенёров и секс-работников, противопоставленных богатой буржуазии. Снятый на месте, этот взгляд на такой мир в нерабочее время был признан вполне аутентичным.
Один сюжетный момент совпадает с отрицанием реальности, которое испытывают персонажи «Белого шейха». Она встречает кинозвезду Альберто Лаццари и начинает боготворить его. После экстравагантного вечера, проведённого вместе, и её надежд на роскошный образ жизни и внимание знаменитости, она застревает в ванной после того, как появляется любовницыа Лаццари.
Кабирия прибегает к знакомству с человеком по имени Оскар, всё ещё едва питая надежду, когда всё рушится. Ещё один элемент, который показывает неореалистичность, — это состояние и внешний вид дома Кабирии. Это просто маленькая квадратная коробка из шлакоблоков, расположенная в пустоши. Хотя внешне в её жизни, кажется, нет места для удовольствия или мечтаний, в конце её всё равно можно увидеть с улыбкой на лице.
Фото: thecollector.com
Итальянский неореализм показывает истинную природу реальности, когда кажется, что всякая надежда потеряна, но подчёркивает хорошие нравы и добродетели, за которые люди держатся в отчаянные времена. Феллини удачно уловил суть этой концепции, исследуя собственные мысли о послевоенном существовании Италии. Его фильмы той эпохи иллюстрируют это движение, которое и сегодня продолжает оказывать влияние как на кинематографистов, так и на художников.