Однажды в не очень далекой стране Голливуда студия под названием Дисней построила империю волшебных сказочных фильмов для детей. Но среди веселых говорящих белок и енотов, Дисней решил, что все матери должны умереть. Или, по крайней мере, что их молодые герои и героини должны быть оторваны от своих семей, как видно в трейлере к недавно вышедшему фильму Тима Бертона. В то время как малыш Дамбо визжит от боли, его мама, которая была заперта и вывезена, пытается его защитить. «Но она его мама», - говорит Финли Хоббинс, играющая подругу Дамбо¬. Это мир Диснея, добро пожаловать.
Фото: aolcdn.com
«У Ариэль нет матери», - сказала Вогу Бонни Руднер, доцент английского языка в Бостонском колледже, которая преподает популярный курс, широко известный как «класс Диснея». «У Белль нет матери, у Жасмин нет мамы, у Аладдина нет матери, мама Золушки мертва, мама Белоснежки тоже мертва, мать в новой Мэри Поппинс определенно мертва, мама Бэмби застрелена за кадром.». Эта сцена до сих пор является одной из самых трагичных за всю историю мультфильмов Дисней. Начиная с самых ранних анимационных фильмов («Белоснежка» 1937 г.), компания Дисней только начала свою практику, или как выразилась Линда Хасс, профессор английского языка в Калифорнийском университете в Ирвайне - «проект восемьдесят шесть – мать».Самая популярная теория о том, почему студия, пытающаяся приносить радость детям, обычно убивает мам — это быстрый и грязный способ направить молодого героя или героиню на путь самопознания и приключений. Конечно, они не были первыми, кто использовал этот прием; многие классические сказки, такие как Гензель и Гретель, в какой-то мере исключают родителей в интересах роста ребенка. Но Дисней довел это до массовой рыночной популяризации в культуре.
Как говорит Руднер: «В моем классе мы называем это ярлыком Дисней».Другая, еще менее приятная теория: возможно, «Дисней просто не думает, что матери важны», - говорит Руднер. Учтите, что у немногих мам, которым разрешено жить, обычно мало реплик: «У Мулан есть мать, но она, похоже, вообще не открывает рот», - рассказывает Руднер. Мама Спящей Красавицы, она, как мне известно, даже не имеет имени. «Из более чем 300 фильмов, снятых Диснеем за последние 60 лет, матери, нарисованы более стереотипно, чем любой другой персонаж», - пишет Хаас в книге «От мыши до русалки». Иногда, кажется, что Дисней изо всех сил старается изолировать матерей, даже если сюжетная линия не связана с реальностью. «Если вы посмотрите на малыша Симбу из «Король Лев», у него есть мать, но она совершенно бесполезна», - пишет Руднер. В реальной жизни «львицы злые. В каком мире они позволят Шраму доминировать над ними?»
«На самом деле боссы Диснея действительно являются сексистами», - говорит Руднер, отмечая, что редко можно увидеть фильм Диснея, «в котором любой женский персонаж получает поддержку от любого другого женского персонажа». Она указывает на явное отсутствие женской дружбы среди принцесс: трио друзей Ариэль, Флаундер, Себастьян и Скаттл; Тигр жасмин, Раджа; в более поздних фильмах поддерживающие друзья Анны (Кристофф, Олаф и Свен) в мультфильме «Холодное сердце», а также в «Моана» (Хейхей Курица и Мауи) - все мужчины. «Это увековечивает миф, - рассказывает Руднер, - что женщины никогда не будут союзниками друг для друга». Будь то сексистское повествование Диснея, которое кроется в недостатке сценаристов-женщин или в непоколебимой приверженности вышеупомянутому «Диснеевскому ярлыку». (Еще одна теория поклонников заключается в том, что Уолт Дисней потерял свою мать в начале своей карьеры, что привело к тому, что искусство стало подражать жизни.) Но с еще большим количеством адаптаций классиков, таких как Дамбо, приходящих в кинотеатры, старая формула могла бы быть обновлена.
Несмотря на то, что поп-культура широко распространена и часто удивительна, как и Дисней, это было бы новым видом волшебства для всемогущей студии, чтобы не только позволить матерям жить, но начать прорисовать этих персонажей лучше. «Мне бы хотелось, чтобы женщины выглядели более округлыми, - говорит Руднер. - Мне бы хотелось, чтобы женщины поддерживали друг друга».