Как каждый, наверняка, знает, японских фильмов про Годзиллу — вагон и маленькая годзиллка, первый из них был снят в 1954 году, а всего их более тридцати. С одной стороны, всё это — примерно один и тот же фильм, но с другой — все цветы сакуры одинаковы, но каждый из них бесценен. В том смысле, что фильм с Годзиллой может быть про любовь, про конфликт поколений, про взаимопонимание как между людьми, так и между нациями, в общем, это как форма хокку: только кажется, что 17 слогов это мало, но в них, так сказать, жизнь, смерть и возрождение. Каждый новый фильм — это как упражнение в высказывании, когда уже существует канон.
К сожалению, такие оттенки заката над Фудзи американскому глазу недоступны: если японцы даже не думают "перезапускать франшизу" — зачем, если можно сделать просто новую серию, — то американцам подавай быстрорастворимый эпос, в котором должны быть работающие приёмы, приятный публике набор персонажей, а также актёрский состав с парочкой модных в этом сезоне имён и британцы, которые делают фильм минимально смотрибельным.
Собственно, получите, распишитесь. Так-то пафос фильма полностью совпадает с таковым у японцев: на самом деле Годзилла за экологию, на самом деле главный монстр — человек, если даже "тупое жывотное" может проявлять сознательность, то почему не можем мы, и так далее.
Несмотря на отсутствие у японцев как нации таланта играть лицом, они смогли высказаться на эту тему куда изящнее, раз за разом отражая Годзиллу в истории людей, которые с ней сражаются или помогают ей. Даже Эммерих в этом плане сработал лучше, но сегодня у нас эпоха шаблонов и плохих ремейков, особенно это заметно в деталях, когда, например, выясняется, что Конг принадлежит к древней разумной расе, которая заряжала топоры от силы земли...
Фото: youtube.com
Из прочих перлов — дети и младший заместитель старшего уборщика, открывающий проход на военизированный объект отвёрткой доктора Кто, и уничтожение компьютера в стиле боевиков девяностых, когда герой стрелял в экран, и где-то в космосе взрывался спутник.
Конг и Годзилла — два несчастных монстра, попавших в жернова индустрии развлечений.
Японская Годзилла — это более полувека тщательно поддерживаемой традиции отборного трэшака с фирменной подспудной философией, которая иногда способна сделать из всего этого шедевр. Американская Годзилла — ну... как славяне в американских фильмах, совершенно то же самое.