Как правило, сюжет любого фильма строится по принципу: главный герой борется и побеждает с противоположным себе, как правило, негативным персонажем «злодеем». Протагонист, в большинстве своем, обладает основными моральными и этическими добродетелями: честью, самопожертвованием во имя человечества, справедливостью и честностью. По этой схеме, например, строится большая часть вселенной таких студий как
Disney, Marvel, DC основных монополистов в мире кино и мультипликации. Злодеи в данных студиях, как правило, максимально клишированные, с довольно простой и заурядной мотивацией. Однако на деле оказывается, что зачастую именно антагонисты задают атмосферу фильму и именно от качества проработки злодея зависит успех картины.
Не углубляясь в дебри истории кино, можно немного описать те случаи, когда злодеи, если и не становились главными героями фильма, то уж точно западали в душу зрителям. Без длительных раздумий в голову приходит образ легендарного каннибала - Ганнибала Лектора. Фильм «Молчание ягнят» 1991 г. был удостоен 5 премий «Оскар», но статус «культового фильма» он получил во многом не из-за главной героини Клариссы Старлинг, и даже не злодею Буффало Биллу, а благодаря персонажу второго плана – Ганнибала, несмотря лишь на 16 минут экранного времени. Неудивительно, что на волне такого успеха в дальнейшем было выпущены продолжения истории Ганнибала в картинах «Ганнибал» 2001 г., «Ганнибал: Восхождение» 2007 г., а также адаптация картине в формате сериала «Ганнибал» 2013-2015 гг.
Еще одним «легендарным» злодеем является вечный соперник Бэтмена – Джокер. Звезда которого в полной мере зажглась с фильма
Кристофера Нолана – «Темный рыцарь». Нолану удалось создать такого антагониста, который просто полностью закрыл собой главного героя. Образ Джокера из «Темного рыцаря» настолько понравился публике, что его пересмотр как героя был очевиден, не за горами был
сольный фильм…
2019 г., Тодд Филлипс выпускает картину, чьи сборы смогли пробить рубеж в 1 млрд долларов. Картина «Джокер» стала одним из самых запоминающихся и обсуждаемых событий всего прошлого года, но главной ее особенностью стал не надоевший всем «попкорновый экшен», а коренной пересмотр злодея - Джокера, как персонажа. Теперь он обрел самостоятельную, вне устоявшейся традиции историю, он больше не парень, ролью которого является лишь противоборство Бэтмену.
И это лишь наиболее популярные и общеизвестные примеры того, как антагонисты перевешивали собой главных героев. Но как объясняется данный феномен? Возможно, потому что сильные отрицательные персонажи задают большую планку протагонисту, требуют от него больших усилий и приложения своих способностей, чтобы справиться с антагонистом.
А возможно все заключается в том, что злодеи кажутся нам более честными, нежели положительные персонажи.
Ведь чтобы сопереживать персонажу, мы должны хоть как-то ассоциировать себя с ним, видеть в нем те качества, которые есть в нас самих, или же хотя бы хотим видеть. В жизни мы редко встречаем людей, отвечающих стандартом протагониста из кино, в свою очередь «злодеи», в той или иной степени нас окружают повсюду, мы лучше понимаем их философию и принципы, в то время как типичный образ «хорошего парня» кажется нам наивным и нереалистичным.
Скорее всего, традиционное разделение на «плохих» и «хороших» в скором времени покинет «кинематограф», их место займут «серые» личности, совмещающие в себе качества обеих сторон и оттого становясь более полными, завершенными и настоящими.