В 1973 году в ходе эксперимента с подкрашенной едой и различным освещением участников тошнило после принятия пищи. Но было ли это на самом деле?
При входе в тускло освещённую комнату было необходимо сесть за столик и приняться за сытный обед вместе с группой сотрапезников. Настоящее «мясо с картошкой» - в буквальном смысле. Полная тарелка, на которую были положены стейк,
картофель и горох. Классика. Люди наедаются и им очень вкусно. Стейк приготовлен такой прожарки, как было заказано. Картофель - кремовый. Горошек свежий и сладкий. Человек уже собирается откусить ещё кусочек, как вдруг включается свет.
Выключатель мгновенно превращает помещение из того, что историк Джоэл Гарольд Танненбаум описывает как «необычное, немного тёмное», в более обычно освещённое. Теперь у посетителей есть возможность рассмотреть своё блюдо. Вкуснейший стейк с картофелем каким-то образом превратился в нечто ужасное. «Стейк ярко-синий, картофель зелёный, а горох отвратительно-яркого красного цвета», - пишет Танненбаум.
Все участники, говоря ненаучным языком, сходят с ума. Одни «нервничают и злятся», другие «испытывают тошноту и прямиком направляются в туалет, чтобы вернуть назад всё содержимое своих тарелок». Теперь нужно найти менеджера, чтобы потребовать вернуть деньги.
Но это вовсе не ресторан, а эксперимент. Дело происходило в 1970-х годах, а все собравшиеся за столом люди - участники исследования. Исследование, пишет Танненбаум, хорошо известно, оно десятилетиями освещалось в «рецензируемых журналах и диссертациях, на общественном радио и в средствах массовой информации, начиная с «Atlantic Monthly» и заканчивая воскресным журналом «New York Times»». Исследование было посвящено восприятию цвета в маркетинге и той роли, которую оно играет для потребителей.
Однако нет никаких доказательств того, что этот конкретный эксперимент когда-либо существовал. Как отмечает Танненбаум, «более вероятным кажется... что история о голубых стейках была сочетанием различных историй, которые копились десятилетиями».
Впервые о фантомном исследовании было сообщено в статье Джейн Уитли, опубликованной в 1973 году в отраслевом журнале «Marketing» под заголовком «Используя цвет в маркетинге». Уитли объяснила суть исследования, но не привела никаких ссылок. Но история была настолько захватывающей, что в статью была добавлена иллюстрация с изображением «ярко-синего стейка, порции лаймово-зелёного картофеля фри и россыпи красного горошка».
Позднее статья Уитли была процитирована в информационном бюллетене немецкой парфюмерной компании, которая приравнивала «предпочтение различных цветов к эмоциональным наклонностям». Последующие статьи либо ссылались на «классическое исследование», не подкрепляя его ничем другим, либо выдавали его за исследование самой Уитли.
К 1970-м годам, пишет Танненбаум, «существовали десятилетия экспериментов по изучению цвета пищевых продуктов» и истории, которые можно было спутать одну с другой. В одном из экспериментов, проведенном в 1936 году, использовались десерты, окрашенные в ложные цвета, и было обнаружено, что дегустаторы с трудом определяли их вкус. Во время Второй мировой войны писательница Ширли Джексон устроила званый ужин, на котором подавались продукты странного цвета – «синие стейки и красный картофель».
В 1959 году был проведен эксперимент с восстановленной обезвоженной пищей, в ходе которого с помощью света менялись цвета блюд. В хронике эксперимента «видно, как один из испытуемых откладывает нож и вилку в явном отвращении при виде зелёного стейка». В 1970 году Альфред Хичкок заявил, что подал на вечеринку «целый обед из окрашенных в голубой цвет продуктов».
На фоне многих из этих событий Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) действительно занималось вопросами пищевых красителей, что привело к запрету на некоторые синтетические красные и оранжевые пищевые красители в 1950 году.
В 1956 году производитель лимонных пирогов был привлечён к ответственности за использование красителя «Sunset Yellow», который конкурент расценил как мошенничество.
«В целом, - пишет Танненбаум, - похоже, что в середине XX века подкрашенные продукты сильно занимали умы людей».
Любой из этих вариантов может быть первоисточником этой истории. Элементы, добавленные в 1970-х годах, скорее всего, прижились, потому что затрагивают темы, которые волновали (и волнуют) потребителей – «сервировка блюд, усиление вкуса и экспериментальная «новая кулинария»».
Люди хотят знать, что то, что они видят и пробуют, является подлинным и настоящим, и независимо от того, связано ли это желание с «тенденцией середины века окрашивать продукты в «неестественные цвета» или с реакцией против «учёных-пищевиков (и/или маркетологов), ведущих себя плохо, даже злонамеренно, за счёт широкой публики», оно находило отклик на протяжении многих лет.
Легенда о синем мясе и красном горохе обрела «собственную жизнь, как только её приняли в качестве источника зарождающиеся науки о пище и связанные с ними междисциплинарные области», - пишет Танненбаум.