Сначала, возникла мысль о том, что покаяние и наложенная священником епитимья не могут полностью покрыть совершённый грех. Постепенно это связали с идеей о чистилище – мете, где души искупаю все свои грехи, прежде чем попасть в рай.
Первые индульгенции были связанны с крестовым походом. В обмен на участие в освобождении гроба господня предлагалось полное очищение от всех грехов. Душа воина возносилась прямо в рай.
Схоласты разматывали теорию покаяния начина с XI века. Выходило, что часть греха снимается исповедью и наложенной епитимьёй, часть покрывают хорошие дела, совещённые при жизни, остаток покрывается страданиями души в чистилище. Срок пребывания в чистилище полностью или частично покрывался индульгенцией.
Сокровищница заслуг
Церковь объединяла царство божие, живых на земле и тех, кто временно находится в чистилище. Святые и просто добрые люди совершают хорошие дела, сам Иисус Христос столько совершил, что хватит ни на одну душу. Папа Римский Климент VI постановил, что все эти дела находятся в «сокровищнице заслуг», которой может распоряжаться папа по своему усмирению.
Индульгенция могла спасти и душу уже умершего. Богатые и знатные люди тоже искренне верили в бога, и переживали за усопших. Так можно было купить индульгенцию для усопшего отца и отправить его душу прямиком в рай, минуя чистилище.
Народное творчество
Душу не купишь, а вот и нет! Оказывается теперь, можно всего лишь купить индульгенцию, и ты будешь безгрешней младенца. Уже в средние века люди понимали абсурдность ситуации и ещё до протестов
Мартина Лютера создали множество анекдотов.
Один из них повествует о грешном рыцаре.
Повстречал как-то рыцарь на дороге торговца индульгенциями:
- Святой отец, мне нужна индульгенция.
- 10 золотых.
- Но это очень тяжкий грех.
- Тогда, 25 золотых.
- Святой отец, а что, если я только намереваюсь совершить грех?
- Тогда, - задумался святой отец, - 50 золотых монет!
Рыцарь расплатился и получил свой заветный документ.
- Позвольте спросить, что за грех Вы собираетесь совершить?
- Убить торговца индульгенциями.
Вот так, с лёгкой руки ненасытных священников душа и искупление стали предметами купли – продажи.