Мировые масштабы поддельных картин великих живописцев поражают воображение. Там, где “крутятся” огромные деньги, всегда найдётся место разного рода жуликам, мошенникам, фальсификаторам.
Так вышло и с картиной знаменитого испанского живописца XVII
Диего Веласкеса. Во время антитеррористической операции в феврале 2016 года в пригороде Парижа полиция проводила обыск у марокканца
Валида Перейра, снимавшего небольшую квартиру вместе со своей женой и несовершеннолетним сыном. Спецслужбы получили оперативную информацию, которую необходимо было проверить. В арендованной квартире вечером находилась вся семья, но ничего противозаконного не обнаружили. Ни оружия, ни взрывчатых веществ либо приспособлений, ни наркотиков или чего-то другого экстраординарного в квартире не было. Документы на руках у хозяев оказались исправными, подтверждающими их легальный статус. Одно лишь насторожило – за шкафом обнаружили большой плоский футляр, в котором хранилась старинная картина. Валид Перейра тут же стал открещиваться от этого предмета, заявив, что картину ему на месячное хранение дал соотечественник некий Адиль Феррони, который уехал к себе на родину. Полиция немедленно проверила такое утверждение, информация оказалась верной - указанный человек действительно полторы недели назад вылетел международным рейсом из национального аэропорта за пределы страны.
Валида Перейра и его супругу опросили, картину не конфисковали. Но, так как у них отсутствовали документы права собственности на эту вещь, не было нотариальной доверенности на право владения и распоряжения и полотно им не принадлежало, относилось к предметам искусства, по-видимому, очень дорогого, то картину изъяли на временное хранение. Её перевезли в полицейский участок, где решили серьёзно проверить на предмет хищения из музеев либо частных коллекций.
Беглый осмотр приглашённого в участок столичного искусствоведа привёл всех в изумление. Специалист показал полицейским автограф на картине и пояснил, что он принадлежит всемирно известному испанскому живописцу XVII века Диего Веласкесу и, если будущая экспертиза подтвердит подлинность этого художественного полотна, то стоимость картины будет исчисляться миллионами евро. На первый взгляд полотну несколько столетий, но, чтобы узнать истину, без скрупулёзных лабораторных и искусствоведческих исследований не обойтись.
Выяснением истории картины власти взялись всерьёз. Адиль Феррони из Марокко не возвращался. Специалисты на картине обнаружили её название “Портрет инфанты Маргариты с веером”. Через какое-то время сообщили, что Диего Веласкес действительно создавал подобного рода картины. Так, “Портрет инфанты Маргариты” 1660 года находится в мадридском Национальном музее изобразительного искусства Прадо, другой “Портрет инфанты Маргариты” 1656 года хранится в украинском музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенков в Киеве, работой Веласкеса “Дама с веером” 1642 года владеет Собрание Уоллеса в Лондоне. Но о картине художника, что находится в полицейском участке, ничего не известно.
Наконец, решили провести полноценную экспертизу “Портрета инфанты Маргариты с веером”. Спустя несколько месяцев силовые компетентные органы получили категорическое заключение экспертов, что картина является искусно сделанной современной подделкой “под Веласкеса”. Да, манера письма соответствует великому художнику, в таком стиле он создавал свои многочисленные “Маргариты” и “Дам с веером”, полотно, подрамник, даже краски старинные. Не просто мошенник их “состарил” высокой температурой и реактивами, а они изготовлены действительно более трёх с половиной веков назад. Только вот новейшие физико-химические методы определения подлинности оказались на высоте. Фальсификатор (или их было несколько), явно со специальным образованием живописца, очень качественно очистил старинную картину того времени, что не представляла сейчас художественную ценность, и создал изображение, сохранив даже трещинки-кракелюры на высохшем от времени масле. Ошибся лишь в составе одной краски жёлтого цвета на основе фенолформальдегида, которая в XVII-XIX веках ещё не была доступной для художников.
Так завершилась история “фейковой” картины испанца Диего Веласкеса. Кто её создал, так и не установили. Марокканец Адиль Феррони в Европу больше не прилетал, привлекать к ответственности Валида Перейра было не за что, он остался только под негласным наблюдением полиции, да и только. Поддельное художественное полотно теперь на сохранении во французском Государственном музее Жоржа Помпиду.