Федерика Джиганте утверждает, что случайное освещение помогло ей раскрыть удивительную историю древнего астрономического прибора под названием астролябия (с древнегреческого переводится как «берущий звёзды»), который некоторые называют оригинальным смартфоном.
Когда Джиганте, историк искусства и специалист по исламским научным инструментам из Кембриджского университета, достала прибор из футляра, чтобы рассмотреть его, солнечный свет, проникающий через окно, высветил какие-то пометки на одной стороне. Позже она определила, что это слова, написанные разными руками на иврите, а также цифры, написанные латиницей.
По её словам, оригинальные гравюры на инструменте – которые уже расшифрованы - были на арабском языке. «Это оказалось решающим фактором для всей истории, потому что очень сильный источник освещения сбоку выявил царапины, которые невозможно было заметить, если смотреть на предмет в футляре», - говорит она. Джиганте проделала долгий путь в северный итальянский город Верону из Кембриджа, чтобы поближе рассмотреть древний артефакт.
Астролябия, как и современные смартфоны, была портативным устройством, использовавшимся в Средние века для определения времени, даты и ориентирования на местности.
Обычно астролябии имели размер от 7,5 до 45,5 сантиметров и представляли собой изображение небес, на котором можно было определить расположение звёзд, планет и
Луны. Джиганте заметила эту астролябию
в Интернете несколькими месяцами ранее, когда искала что-то другое.
Многослойные маркировки, которые она обнаружила, указывают на то, что этот богато украшенный латунный инструмент, хранящийся в музее Fondazione Museo Miniscalchi-Erizzoa, был изготовлен в городе Толедо (Испания) в XI веке и, вероятно, переходил из рук в руки не менее шести раз от исламских, христианских и еврейских владельцев.
В XI веке Толедо был процветающим мультикультурным центром, в котором смешались люди всех трёх вероисповеданий. «Это действительно интересная сторона дела», - говорит Джиганте. «Подобные астрономические знания передавались между различными группами населения таким образом, о котором многие люди сегодня даже не подозревают». Джиганте недавно опубликовала свои выводы об астролябии из Вероны в историческом журнале Nuncius.
Астролябии, возможно, были изобретены древними греками, поскольку они встречаются в греческих трудах, датируемых четвёртым веком до н. э. Но в европейскую науку они попали в раннем Средневековье благодаря мусульманским астрономам, которые значительно усовершенствовали их применение.
Один арабский астроном в X веке писал, что астролябии имеют более 1000 применений, включая определение киблы - правильного направления на Мекку для мусульманских молитв, а также геодезию, хронометраж и определение широты конкретного места.
Фото: nautil.us
В конечном итоге астролябии оказались непрактичными для использования на кораблях, поэтому в XV веке их вытеснили «астролябии мореплавателей», в XVI веке - квадранты, а в XVIII веке - секстанты.
На одной стороне астролябии, которую рассматривала Джиганте, есть отметка с надписью на арабском языке «
для широты Кордовы, 38 градусов 30 минут», а на другой – «д
ля широты Толедо, 40 градусов». По всей видимости, первоначально прибор предназначался для определения правильного времени ежедневной молитвы мусульман в этих местах. Но он также мог использоваться для определения дат
в лунном календаре, используемом в исламской религии, и такой дорогой инструмент мог быть собственностью влиятельной мечети.
Некоторое время спустя на нём обнаружилась надпись арабскими буквами: «для Ishaq [...]/ работа Yunus». По словам Джиганте, это еврейские имена - на английском они переводятся как Исаак и Иона - и могут означать, что инструмент был приобретён новым владельцем из сефардской общины Испании, где арабский был разговорным языком.
На другой пластине, изготовленной для астролябии несколько позже, написаны широты, соответствующие Северной Африке, что позволяет предположить, что новый владелец мог использовать прибор в Марокко или Египте.
На астролябии также есть надписи на иврите, сделанные двумя разными руками: одна из них нанесла глубокие и аккуратные знаки, а другая - лёгкие и неровные. Эти ивритские пометки указывают на то, что астролябия могла циркулировать и позже среди евреев в Италии, где арабский язык не понимали.
Надписи на иврите и цифры, нацарапанные латинскими буквами, указывают на то, что инструмент был откалиброван для другого места и в другое время - возможно, потому, что «предварение равноденствий», когда звёзды медленно меняют своё годовое положение на протяжении веков, сделало его устаревшим.
Определённые механические регулировки, которые Джиганте обнаружила в веронской астролябии - в частности, подбивание концов её указателей немного влево, - возможно, также представляли собой попытки исправить изменения в положении звёзд.
Эти поправки соответствуют рекомендациям испано-еврейского эрудита Авраама Ибн Эзры (1089-1167 гг.), который во время посещения Вероны написал на иврите трактат о применении астролябии. В нём содержался призыв проверять инструмент перед использованием, чтобы убедиться в его точности.
В конце концов, астролябия была приобретена у еврейской общины Вероны дворянином XVII века, который передал её семье, основавшей музей, где она была обнаружена. По словам Джиганте, раньше на этот предмет почти не обращали внимания, но теперь он стал одним из самых ценных экспонатов музея.