Ненадёжный рассказчик – это такой персонаж, который рассказывает часть истории, но не рассказывает читателю всей правды. Делают они это по разным причинам, и в зависимости от этих причин их можно классифицировать. Например, публицист Уильям Риган разделил ненадёжных рассказчиков на пять категорий:
- Хвастуны. Такие персонажи рассказывают о событиях, приукрашивая свои действия. Провалы в их историях становятся успехами, а командная (или даже чужая работа) становится личной победой.
- Сумасшедшие. Как понятно из названия, эти персонажи страдают психическими расстройствами, из-за которых у них серьёзные проблемы с восприятием реальности. Например, у них бывают галлюцинации, навязчивые идеи и фобии.
- Лжецы. Такие рассказчики врут с умыслом, чтобы скрыть какой-то свой проступок (а, возможно, даже преступление). Они пытаются уйти от наказания или боятся, что их осудят близкие.
- Клоуны. Обычно клоун - безобидный персонаж, который сам не воспринимает свои истории всерьёз. Его цель – придумать лучшую небылицу.
- Наивные рассказчики. Персонаж, у которого проблемы с восприятием окружающего мира возникают из-за недостатка знаний. Иногда бывает так, что он действительно пришелец из другого мира или времени. Но чаще это – ребёнок, не очень образованный человек или, например, иностранец.
Ещё у ненадежного рассказчика могут быть какие-нибудь серьёзные травмы – он может быть незрячим или потерявшим память. И всё-таки, зачем нужен ненадёжный рассказчик?
Несмотря на то, что ненадёжный рассказчик довольно сложный приём – ведь нужно следить, чтобы такой персонаж был естественным и при этом не проговорился о чём-нибудь, о чём он знать не должен – у ненадёжного рассказчика есть много плюсов:
- Он помогает подготовить читателя к непредсказуемому повороту сюжета – когда всё оказывается не таким, как все думали;
- Может помочь сделать произведение глубже;
- Для некоторых жанров – например, детективов – ненадёжные рассказчики очень важны. Ведь когда таких персонажей много, это помогает увидеть ситуацию с разных сторон;
- Может спасти историю, например, объяснить нелогичное поведение других героев.
Но злоупотреблять этим приёмом нельзя – во-первых, этот приём сложный, и во-вторых, если таких рассказчиков окажется слишком много, это может подорвать доверие читателя к автору.