Доисторические люди в Бразилии высекали рисунки в скале рядом со следами динозавров, что говорит о том, что они могли находить их значимыми или интересными, описывается в новом исследовании.
Наскальные рисунки, которые археологи называют петроглифами, находятся в месте под названием Серроте-ду-Летрейру в Параибе, сельскохозяйственном штате на восточной оконечности Бразилии. Впервые исследователи заметили эти знаки в 1975 году. Но после недавних полевых исследований с помощью беспилотников, которые обнаружили ранее невидимую резьбу, их стали относить к следам. Следы принадлежат динозаврам мелового периода, который закончился 66 миллионов лет назад.
«Обычно люди думают, что коренные жители не знают о своём окружении, не обладают научным духом или любопытством», - говорит соавтор исследования Леонардо Тройано, археолог из Института национального исторического и художественного наследия в Бразилиа. «Но это не так. Совершенно очевидно, что они интересовались следами. Мы никогда не узнаем, знали ли они о динозаврах, но очевидно, что они интересовались отпечатками и считали их в какой-то мере значимыми».
Петроглифы Серроте-ду-Летрейру - не первый пример наскальной живописи, обнаруженной рядом с отпечатками динозавров, но авторы исследования говорят, что беспрецедентная ясность связи между ними на этом конкретном участке может иметь значительные последствия для палеонтологии, археологии и изучения культурного наследия.
Геометрические фигуры
Неизвестно, как давно были сделаны петроглифы. Но в исследовании, опубликованном в марте 2024 года в журнале Scientific Reports, отмечается, что по данным радиоуглеродного анализа возраст захоронений в этом районе составляет от 9400 до 2620 лет, что позволяет предположить, что оставившие их племена жили именно в это время.
«Эти люди, вероятно, жили небольшими общинами, используя естественные скальные убежища, которых в этом районе очень много», - говорит Тройано. «Этот регион в Бразилии похож на австралийскую глубинку - здесь очень жарко и нет тени, поэтому стоять и высекать камни нелегко. Это требует больших усилий, поэтому, когда они выбирали это место, они действовали очень продуманно», - добавляет он. «Они могли бы использовать множество других скальных обнажений в окрестностях, но выбрали именно это».
Фото: edition.cnn.com
Рисунки разнообразны по стилю, что позволяет предположить, что к ним приложили руку несколько художников. Некоторые из них напоминают растения, а другие - геометрические фигуры, в том числе квадраты, прямоугольники и круги. По словам Тройано, круги имеют внутри кресты или линии, которые могут быть похожи на звёзды. Однако что означают эти знаки, остаётся загадкой. «Все они кажутся абстрактными, и если они что-то представляли для людей, которые их сделали, то мы не знаем, что именно», - говорит он.
Следы в Серроте-ду-Летрейру принадлежат трём видам динозавров: тероподам, зауроподам и орнитоподам. Исследователи подозревают, что люди, высекавшие скалу, могли принять некоторые из них за следы птиц из семейства Rheidae - крупных местных птиц, похожих на
страусов, следы которых выглядят почти так же, как у тероподных динозавров.
Сложнее представить, что могли подумать доисторические люди об отпечатках зауроподов, оставленных одними из самых крупных
травоядных динозавров, которые когда-либо жили, и поэтому не похожих ни на одно знакомое им животное. Вероятно, по этой причине намеренная связь между рисунками и этими конкретными отпечатками менее очевидна.
Ритуалы, связанные с динозаврами
По словам Тройано, он считает, что эти следы могли быть оставлены во время общинных собраний. «Я думаю, что создание наскальных рисунков было вписано в некий ритуальный контекст: люди собирались и что-то создавали, возможно, используя какие-то психотропы. Есть растение под названием юрема, которое является галлюциногенным, и его используют до сих пор», - говорит он. «Мы можем предположить, что люди использовали его и в прошлом, поскольку оно так распространено в этом регионе. Думаю, их заинтересовало, что представляют собой эти следы. Они заметили, что это не случайно».
По словам Тройано, есть и другие места с петроглифами по соседству со следами динозавров - в США и Польше, - но в них «нет и близко такого же уровня преднамеренности». Намеренность определяется не только тем, насколько близко рисунки расположены к отпечаткам, но и тем, пересекаются ли они с ними. Если они не пересекаются, это говорит о «вдумчивости» создателей, говорится в исследовании.
Тройано говорит, что в настоящее время он работает над следующей статьёй, которая будет посвящена более глубокой интерпретации и анализу петроглифов Серроте-ду-Летрейру и будет основываться на результатах текущего исследования.
Прямая связь рисунков со следами ископаемых динозавров уникальна и может пролить свет на важность, смысл и значение наскальных рисунков, считает Радослав Палонка, доцент археологии Ягеллонского университета в Кракове (Польша), который работал над подобными петроглифами, но не принимал участия в исследовании.
Фото: edition.cnn.com
«О том, что места для наскальных рисунков были выбраны специально, говорит, в частности, тот факт, что представители общин, создававших наскальные рисунки или петроглифы, часто размещали их очень близко к более древним изображениям, оставленным другими культурами», - говорит Палонка. «Так было в разных частях света, где практиковалось наскальное искусство, и это очень хорошо видно, в частности, на североамериканском юго-западе США, где сосредоточены научные интересы нашего университета».
Ян Симек, заслуженный профессор антропологии из Университета Теннесси в Ноксвилле, соглашается с таким мнением. «В статье приводится новый интересный пример того, как древние люди наблюдали за окаменелостями на ландшафте и включали их в свои религиозные переживания и интерпретации», - говорит Симек, который также не принимал участия в новом исследовании петроглифов.
Историк
Адриенн Мэр (Стэнфордский университет) исследовала и описала, как древние греки и римляне рассматривали окаменелости как свидетельства существования гигантов и чудовищ из своих мифологий, и как
коренные народы Северной Америки видели в окаменелостях, разбросанных по их ландшафтам, повествование о своём происхождении.
«Случай в Бразилии - ещё один археологический пример тенденции, присущей человеку, связывать духовный мир, созданный в воображении, с необъяснимыми вещами в окружающем нас мире», - говорит Симек.