Сегодня я хочу рассказать о фокальных персонажах в литературе. Но прежде всего, нужно сказать, что вообще означает слово «фокальный». Произошло это определение от слова «фокус».
Фокальный персонаж - это тот, от лица которого ведётся повествование, тот чьими глазами читатель смотрит на историю.
Иногда, если повествование ведётся от первого лица, фокальным персонажем становится автор - рассказчик. Но в произведениях от третьего лица всё сложнее.
Во-первых, в больших произведениях (повестях и романах) фокальных персонажей почти всегда несколько. Мало того, известны случаи, когда авторы по нескольку раз переписывали главы, меняя фокальных персонажей. Но смена персонажей не может быть частой, и желательно, чтобы в каждом эпизоде или даже главе был один фокальный персонаж.
Во-вторых, автор должен вживаться в роль каждого из своих фокальных персонажей. Ведь у бродяги, короля, бандита и красавицы совершенно разные речь, воспитание и менталитет. То есть нельзя употреблять слова, которых не может быть в речи персонажа.
В-третьих, фокального персонажа нужно описать со всех сторон, но даже если автор не разделяет его точки зрения в каком-то вопросе, или вообще терпеть его не может, об этом НЕЛЬЗЯ говорить прямо. К счастью, существует множество других способов – через мысли персонажа, поступки, поведение, отношение к нему других героев и (особенно!) через диалоги.
В-четвёртых, поскольку повествование ведётся от лица одного персонажа, всё, что он не может видеть, слышать и знать, должно опускаться. Иначе возникает фокальный сбой. Для примера возьмём две фразы:
«Маша почувствовала, как у неё покраснели щёки».
«Маша увидела, как у неё покраснели щёки».
Во второй фразе – ошибка, поскольку без зеркала человек не может увидеть, что у него покраснели щёки. Поэтому нужно следить за тем, что видит, слышит и чувствует персонаж, а для этого больше читать разной литературы и наблюдать, как авторы работали с фокальными персонажами.