Творческая искра может вспыхнуть в каждом человеке в любое время. По мнению когнитивного нейробиолога Эвангелии Хрисику, выросшей в Греции, творчество - это основной человеческий инстинкт. По её словам, люди не были бы тем видом, которым являются на сегодняшний день, разбросанным по всему миру, если бы не могли представить себе, что это возможно, и воплотить это в жизнь. По её мнению, все творческие действия происходят по принципу перекомбинирования того, что человеку известно, в нечто, чего раньше не существовало.
Хрисику приводит простой пример: что вы можете сделать, если сидите на стуле в комнате, а на вас кто-то нападает. «Вы очень быстро перестроите своё представление о том, что такое стул, и будете использовать его как щит или использовать другие предметы вокруг вас в качестве оружия», - говорит она. «Что меня поразило, так это то, что, очевидно, мы все можем это делать, но что это за процессы? В нашем мозгу есть что-то, что позволяет нам взять предмет, который в повседневной жизни используется как ручка, и тут же реорганизовать его в нечто, обладающее другими характеристиками и способное служить другой цели, например, в крошечное копьё».
В своей лаборатории в Дрексельском университете она исследует деятельность мозга с помощью фМРТ и транскраниальной электростимуляции, чтобы понять, что лежит в основе человеческой способности гибко мыслить и решать проблемы.
В новом исследовании она собрала группу из 20 «выдающихся» творцов, людей с «исключительно высокими творческими способностями», и сравнила их с контрольной группой - людьми того же возраста, образования и профессиональной подготовки, обладающими меньшими творческими способностями. (Исследователи оценивали креативность испытуемых по ответам на «опросник творческих достижений»).
Хрисику, Эндрю Ньюберг из Университета Томаса Джефферсона, Скотт Барри Кауфман из Колумбийского университета и другие коллеги хотели выяснить, что в мозге может объяснять некоторые различия в творческих достижениях этих групп. В частности, исследователи следили за уровнем насыщения крови кислородом в мозге участников в состоянии покоя, когда они не выполняли никаких заданий, чтобы сравнить, насколько различаются функциональные связи между определёнными областями мозга у каждой группы.
Таким образом, в недавнем исследовании, проведённом в Университете Томаса Джефферсона, учёные хотели выяснить, есть ли что-то в том, как различные участки мозга общаются друг с другом в состоянии покоя, когда нет конкретной задачи, которую нужно решить. Есть ли что-то в связях различных областей мозга в группе выдающихся людей, что отличается от группы не выдающихся, и как это связано с творческими успехами участников?
В работе мозга «выдающихся» творческих людей по сравнению с теми, кто просто успешен и умён, есть заметные отличия.
Ключевым результатом стало то, что у людей c выдающимся
творческим потенциалом наблюдалась более высокая связность как внутри каждого полушария, правого и левого, так и между ними, и особенно в двух ключевых сетях, которые, по данным многих исследований, важны для творческого мышления, - сети пассивного режима работы мозга и сети исполнительного контроля.
Фото: nautil.us
Прошлые исследования показали, что в большинстве повседневных действий эти две сети антагонистичны. В творческих задачах они, по-видимому, немного больше сообщаются друг с другом. В данном конкретном исследовании результаты отражают этот вывод. У выдающихся креативных людей сообщение между этими двумя сетями было гораздо более активным, чем у не выдающихся людей.
Когда участники выполняли задание «Альтернативное использование» - традиционную меру для определения креативности, когда людям показывают объект и просят их за несколько секунд устно придумать ему альтернативное использование, - мозг выдающихся творческих людей работал более эффективно, то есть функционирование определённых областей мозга было гораздо более целенаправленным, чем у не выдающихся, у которых данное функционирование было более вариативным, разбросанным и менее организованным.
Другими словами, области мозга, поддерживающие творческие функции, активировались и задействовались у выдающихся творческих людей чаще, сильнее и специфичнее. Это было справедливо для всей группы выдающихся творческих людей, будь то знаменитые художники, писатели или юристы, что является очень интересным результатом.
Как можно объяснить полученные результаты с точки зрения психологических процессов?
Команда учёных утверждает: «Учитывая то, что мы знаем о сети пассивного режима работы мозга, которая сильно активизируется, когда мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, и о сети исполнительного контроля, которая активизируется, когда мы осуществляем наши планы, наши результаты позволяют предположить, что творческие действия зависят от доступа к определённым знаниям. У вас есть воспоминания об окружающем мире, о том, как всё устроено, как всё работает. Эти воспоминания извлекаются определённым образом, в зависимости от контекста конкретной цели, которую вы должны достичь».
Таким образом, мозг творческих людей участвует в этом сообщении между сетями или фильтрации процесса поиска в памяти в зависимости от контекста, задач, которые им приходится решать, особенно когда они создают что-то новое. Этот поиск в памяти также помогает по-новому интерпретировать конкретный объект.
Команда учёных считает, что нужно провести гораздо больше экспериментальных работ, чтобы иметь возможность сказать: «Вот этот конкретный вид памяти был реорганизован». Результаты, которые удалось получить исследовательской группе, несколько туманные, но это всё равно очень интересный первый шаг к решению вопроса о том, как можно использовать память для создания несуществующих вещей.