Современные расследования на месте преступления, как правило, проводятся с использованием высокотехнологичных средств, которые позволяют собрать мельчайшие улики, очевидные только для следователей, использующих тщательно отточенные методы криминалистики и дорогостоящее оборудование. Однако, несмотря на все современные тенденции, такой подход к раскрытию тайн зародился более века назад.
До конца XIX века вообще не существовало такого понятия, как «систематизированное исследование места преступления». В руководстве по судебной медицине 1844 года Уильям Гай из Королевского колледжа предложил, чтобы врачи, прибывшие на место преступления для осмотра тела, также обращали внимание и на окружающую его обстановку, но вопрос о том, как именно это сделать, он оставил на усмотрение «суждения и предвидения» самого врача.
Первое практическое руководство по исследованию места преступления было написано австрийским юристом Гансом Гроссом в 1893 году и переведено на английский язык в 1906 году. Гросс предложил инструкции для «следователя», который должен был возглавить работу. Для начала, писал он, необходимо оградить периметр и защитить место преступления от «загрязнения» (в том числе и самим офицером, которому придётся бороться с «естественным порывом немедленно прикоснуться к любому предмету, имеющему очевидное значение»).
Фото: ru.kinorium.com
Для Гросса важнейшим инструментом расследования был микроскоп, с помощью которого можно было исследовать волосы, волокна, кровь и, что особенно важно, пыль. Гросс описывал пыль как «нашу среду или окружение в миниатюре». Например, он отметил различия в пыли из пустыни (состоящей из земли, песка и растений), бального зала (волокна из одежды танцоров) и кузницы (мелкая металлическая фракция).
Эдмон Локар, французский криминолог, основавший в 1910 году первую в Европе полицейскую лабораторию, пошёл гораздо дальше в изучении пыли с мест преступлений. Он приписывал свой интерес к этой теме Гроссу и Артуру Конан Дойлу, отмечая, что Шерлока Холмса «неоднократно просили определить происхождение пятнышка грязи, которое является ничем иным, как влажной пылью».
Локард призывал следователей сначала использовать фотографию для фиксации распределения пыли в «интересных зонах» места преступления, а затем аккуратно помещать её в тщательно промаркированные пакеты. Для такой работы требовался особый набор инструментов, включая изготовленный на заказ пылесос.
Локард опирался на развитие научных методов в таких областях, как археология, где исследователи только начинали практику тщательной регистрации каждой мелочи, а не бессистемной концентрации на том, что показалось интересным.
Например, он объяснил, как подошва обуви может содержать «последовательные слои» материала, например, слой мучной пыли между двумя слоями земли, что свидетельствует о времени, когда владелец обуви заходил на мельницу.
Так же как Локард черпал вдохновение у Шерлока Холмса при разработке своих методов, детективная литература двадцатого века представила публике новую сферу деятельности следователей на месте преступления, часто в идеализированной форме. Тогда, как и сейчас, было что-то притягательное в использовании невидимых невооруженным глазом улик для раскрытия тайны.