Сады чаще всего являются спокойным местом для уединения. Однако они всегда многое могут сказать об отношении людей к природе и приоритетах культуры, в которой были созданы. Выставка Garden Futures в немецком Музее дизайна Vitra демонстрирует ряд уникальных мест, которые можно описать как «садовое искусство».
Создатели этих фантастических миров черпают вдохновение в популярной культуре, способствуя биологическому разнообразию, а также инновационно используя драгоценные зелёные насаждения. Они показывают, что сады имеют потенциал для воспитания, образования и развлечения, в то же время удивляя людей невероятными чудесами природы.
Жюльен де Серваль, Сады Маркессак, Везак, Франция
Живописные сады замка Маркессак в Везаке - классический пример западного сада, стиль которого был доведён до совершенства во Франции, но первоначально был вдохновлён райскими садами Персии. В 1860-х годах тогдашний владелец замка, Жюльен де Серваль, начал высаживать тысячи самшитовых деревьев. Эти растения подрезали таким образом, чтобы придать им сложные округлые формы. Деревья обрамляют более 6 км дорожек, бельведеры, рокарии и водопады.
Фото: bbc.com
Несмотря на несомненное великолепие, для многих такой сад был символом аристократизма, и поэтому его не любили. Богатые люди владели такими садами; бедные люди работали в них. Во второй половине века сады пришли в упадок, но новый владелец восстановил их и открыл для посетителей в 1997 году. Теперь они внесены в список национальных исторических памятников.
Cад Роберто Бурле-Маркса, Рио-де-Жанейро
Роберто Бурле Маркс был одним из великих ландшафтных дизайнеров и художников 20-го века. Ему принадлежит заслуга модернизации бразильского садового дизайна, но он также внёс большой вклад в защиту тропических лесов благодаря своим исследованиям местной флоры.
Несмотря на то, что Бурле Маркс родился и вырос в Бразилии, его первая встреча с растениями из тропических лесов Амазонки произошла в Ботаническом саду в Далеме во время полуторагодичного пребывания в Берлине в конце 1920-х годов. Часто называя этот опыт «пробуждением», он понял, что в садах на его родине, созданных под влиянием европейских традиций, практически отсутствуют местные виды. Он поставил перед собой задачу исправить эту аномалию, став ярым защитником биоразнообразия.
В 1949 году он и его брат купили ферму Sitio Santo Antonio da Bica на окраине Рио-де-Жанейро, которая стала плацдармом для его ботанических и художественных исследований.
Фото: bbc.com
«Он был очень заинтересован в первичном изучении растений, понимании того, какая среда им нужна для процветания, какое растение с каким сочетается, как их размножить и как превратить в эти удивительные произведения садового искусства», - говорит Вивиан Стаппманс, соавтор книги, описывающей сады выставки Garden Futures.
Роберто сначала изучил цветовые сочетания, формы, текстуры, контрасты и перспективы, которые можно создать с помощью местных растений, прежде чем включить их в свои проекты. За свою жизнь он и его команда собрали и вырастили более 3 500 растений, многие из которых Бурле Маркс обнаружил самостоятельно. Его работа была настолько важна, что сад теперь сохранён как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сад «Проспект-Коттедж», Дандженесс
В 1986 году художник и режиссёр Дерек Джармен совершал турне по Южной Англии, снимая материал для экспериментального фильма под названием «Сад». Вместе со своим партнёром Китом Коллинзом и актрисой Тильдой Суинтон он остановился в Дандженессе (графство Кент) и наткнулся на «Проспект-Коттедж» - небольшую рыбацкую хижину, выставленную на продажу. Несмотря на то, что он находился в близи от атомной электростанции и подвергался круглогодичному воздействию неблагоприятного климата, Джармен был очарован. Он купил дом и поселился в нём, но по трагической случайности в декабре того же года у него обнаружили ВИЧ.
Желание Джармена создать сад после постановки диагноза и на такой бесперспективной земле стало рассматриваться как решимость создать жизнь перед лицом смерти.
Фото: bbc.com
Поначалу это казалось невозможным. Попытки Джармена вырастить розы на бесплодной, каменистой почве не увенчались успехом. Но затем он начал искать местные виды, которые научились переносить прибрежные ветры и отсутствие дождей. Он обнаружил, что здесь процветают такие растения, как сикале, вереск и маки. Именно их - вместе с лавандой, наперстянкой, чертополохом, латирусом и льном - он выращивал на галечнике, окружавшем коттедж. Тому, что растения прижились, нужно признать, способствовали слои компоста, зарытые под поверхностью. Коряги и куски ржавого металла образуют скульптурную экспозицию в задней части коттеджа, усиливая ощущение того, что сад является произведением искусства.
После смерти Джармена в 1994 году за садом ухаживал Коллинз до своей собственной смерти в 2018 году. Кампания по сбору средств, проведённая Британским фондом искусств в 2020 году, обеспечила сохранение коттеджа и сада, и теперь их можно посетить по предварительной записи.
Сад Ямайки Кинкейд, Вермонт
Сад американо-антигуанской писательницы, академика и садовода Ямайки Кинкейд в настоящее время не открыт для публики, хотя её поклонники могут мельком увидеть его зелёную пышность, просматривая её аккаунт в Instagram. Он бесспорно красив, но Кинкейд часто использует его в качестве вдохновения для изучения скрытого уродства мировой истории садоводства. История, которую слишком легко забыть, часто связана с колониализмом, культурным присвоением и перемещением.
«Она обращается к этой теме, которая постепенно просачивается в общественное сознание, потому что существует большое разнообразие модных тенденций, связанных с растениями, но часто их культурная история может быть забыта или искоренена», - говорит Стаппманс.
Фото: bbc.com
Кинкейд знает, что многие из растений, с которыми она была наиболее знакома, когда росла на Антигуа, на самом деле не были родными для этой страны, и хлебное дерево - яркий тому пример. Хотя сейчас это растение является синонимом Карибского бассейна, оно было завезено туда, поскольку его было легко выращивать для питания порабощённой рабочей силы.
Кинкейд заставляет людей признать, что способность ценить красоту флоры и фауны, которая их окружает, часто зависит от уродливых событий прошлого.
Она отмечает, что испанский захватчик
Эрнан Кортес не упоминает георгины, циннии и ноготки, которые он, вероятно, видел в знаменитом саду
ацтеков Монтесумы в 16 веке, и всё же жестокое завоевание Мексики Испанией является причиной того, что современные люди могут наслаждаться ими в собственных садах.
Сад Ляо, Янцзян
Популярная культура и садоводство - это не то, о чём обычно думает человек. Однако именно популярная компьютерная игра Age of Empires послужила источником вдохновения для создания Чжэном Гогу сада Ляо в его родном городе Янцзян.
Для Гогу, художника, чьи работы исследуют влияние цифровых технологий и западной культуры на китайские традиции и современную жизнь, сад показался логическим продолжением его художественной практики. Он начал строить сад в 2005 году, взяв за основу игру, в которой игроки занимают землю, чтобы создавать свои собственные новые миры. Гогу рыл каналы, строил дома, сажал деревья и даже создавал горы.
Фото: bbc.com
Со временем в саду появился Музей ветра, представляющий собой ряд открытых уровней, соединённых лестницами, в которых, как следует из названия, можно увидеть только ветер, сад франжипани (растение, редко встречающееся в китайских садах) и ландшафтный объект под названием «тианчи», включающий более десятка уровней, каждый из которых содержит бассейн с водой.
Гогу сравнил сад с китайскими частными садами прошлого, такими как классические сады Сучжоу, которые окружают природу. «Вы находитесь внутри, и вам нет дела до внешнего мира. Нужно сохранить дух традиции и почувствовать дух сада», - говорит он.
Kebun-Kebun Bangsar, Куала-Лумпур
Kebun-Kebun Bangsar - это пространство, в котором стираются границы между парком, участком и общественным садом. Созданный по инициативе ландшафтного архитектора из Куала-Лумпура Ng Sek San и группы волонтёров, он инновационно использует, казалось бы, бесперспективное пространство - длинную полосу земли под линией электропередачи.
Однако в городе, где на одного человека приходится всего пять квадратных метров зелёных насаждений (ВОЗ рекомендует 50 квадратных метров), ценно каждое такое место. В прошлом году организаторы успешно отстояли своё право на озеленение и добились аннулирования запрета на проведение работ и проживания в этом месте.
Фото: bbc.com
Одной из главных целей создания сада было накормить малоимущих людей, а также научить местных жителей готовиться к потенциальному отсутствию продовольственной безопасности, выращивая собственные продукты. Когда в 2020 году случилась пандемия, ситуация, к которой они готовились, внезапно настигла их. В супермаркетах возник дефицит, но сад оказался обильным источником пищи.
После пандемии сад продолжает быть пристанищем для семей и волонтёров, и помимо обеспечения местных жителей продуктами питания он также играет ключевую роль в утилизации отходов. Пищевые отходы со всего района здесь превращаются в компост.
Sek San надеется, что создание этого сада станет прецедентом, и что другие будут так же инновационно использовать малопригодные територии на благо своих местных сообществ.