Берсерки и девы щита
викингов - это увлекательные субъекты конгломератной культуры, которая уступила место мифу и легенде. Сегодня популярные средства массовой информации романтизируют и драматизируют этих древних воинов, чтобы удовлетворить желания современной аудитории. Хотя берсерки и девы-воительницы, безусловно, существовали в том или ином виде, достаточно сложно разобрать саги и поэмы о викингах, отделив факты от вымысла.
Факты о берсерках
Слово "
берсерк" часто ассоциируется со слепой яростью и гневом. Запутывает тему то, что слово "берсерк" может иметь различные значения. Оно может означать "bare-sark", или "голая рубаха", что относится к привычке идти в бой без доспехов или даже без одежды. Исландский историк
Снорри Стурлусон (1179-1241) рассказывает об этой традиции в своей "Саге об Инглингах": "
Они шли без щитов, и были бешеные, как собаки или волки, и кусали свои щиты, и были сильны, как медведи или быки; людей они убивали, и ни огонь, ни сталь не могли справиться с ними; и это то, что называется яростью берсерка".
Хотя этимология термина "берсерк" часто обсуждается, большинство сходится во мнении, что он использовался для описания воинов, которые были более бесстрашными и агрессивными, чем "обычные" викинги.
Другие понимают этот термин как "медвежья шкура" или "волчья шкура", по названию звериных шкур, в которые их часто одевали. Скальд Торбьёрн Хорнклофи, который, в отличие от исполнителей эпических саг, приукрашивал правду в пределах допустимого, рассказывает в своей поэме "Haraldskvadet" о победе Харальда Прекрасноволосого (приблизительно 872 г.). Он описывает, что берсерки рычали, а облачённые в волчьи шкуры завывали. Хотя это подразумевает две разные группы воинов, их часто представляют как одну. Эта картина воинов викингов, идущих в бой исключительно в звериных шкурах или плащах, привела к появлению мифа о берсерках как об оборотнях.
Берсерки как оборотни
Концепция берсерков как животных-оборотней стала относительно распространённой в популярных СМИ в течение последних нескольких десятилетий. Определённую роль в этом сыграло возрождение мифологии викингов благодаря героям комиксов, таким как Тор, книг, таких как "Хоббит" Толкина, и телесериалов, таких как "Викинги" на канале History Channel.
Однако источник этой концепции восходит к скальдической поэзии старшей "Поэтической Эдды" и младшей "Прозаической Эдды". Будучи сборником анонимных записей, гравюр и археологических свидетельств, эти Эдды позволяют сделать противоречивые выводы; тем более что викинги любили представлять мифы и легенды наряду с фактической информацией. Тем не менее, тема животных-оборотней в их сочинениях представляется аллегорией насилия, безумия и дикости.
Фото: thecollector.com
Будь то физическое, ментальное или эмоциональное изменение формы, состояние берсерка было пиком силы воина, которого почитали и боялись, и которому точно нельзя было доверять. Кроме того, хотя в древненорвежских сказаниях часто происходило изменение формы мифологических чудовищ и богов (в первую очередь Локи и Одина) человеческие оборотни были неприемлемы в этих историях.
В саге об Эгиле Скаллагримссоне Гида рассказывает Эгилю, как Льот (берсерк) просил руки его дочери. Однако, поскольку оборотня все ненавидели, он отказался. Окончательная героизация берсерков может быть связана с христианизацией писателей-викингов, которые считали древненорвежских богов и сказания языческими и устаревшими.
Элитные ударные войска
Независимо от того, изображались ли берсерки как оборотни или нет, они были ударными войсками мира викингов. Согласно источникам, их крайняя жажда войны, связанная с богом Одином, означала, что они были чрезвычайно компетентны в этих вопросах. Они сражались небольшими группами, а их появление на поле боя, особенно в почти обнажённом виде, наводило ужас на врага. Во время победы Харальда Прекрасноволосого в битве при Хафрс-фьорде небольшие группы из 12 берсеркеров нападали, одетые только в звериные шкуры.
Фото: thecollector.com
Однако неистовое, неконтролируемое состояние берсерка могло стать и причиной их гибели. В 1030 году Олаф Харальдссон обнаружил это, когда послал своё элитное братство берсерков на фронт своих войск. Не сумев удержаться, берсерки превентивно атаковали, тем самым способствуя поражению и смерти Олафа. По мере того как использование воинов-берсерков постепенно сходило на нет - некоторые короли даже объявляли их вне закона - термин "берсерк" стал обозначать "безумное состояние" или "ярость".
Носили ли берсерки рогатые шлемы
Рогатые шлемы действительно встречаются на гобеленах и металлических изделиях, хотя практичность их ношения в бою сомнительна. Однако на сохранившихся шлемах того периода нет никаких следов рогатых насадок.
В результате историки теперь полагают, что рогатые шлемы, изображённые в источниках, могли носить ритуальный характер, связанный с животными чертами, которыми, по преданию, обладал берсерк.
Использовали ли берсерки галлюциногены
Распространённые теории о рогатых шлемах и употреблении галлюциногенов во времена викингов постепенно разрушаются и развенчиваются в популярных средствах массовой информации. Тем не менее, эти теории не стоит отвергать без тщательного рассмотрения. Использование растений и трав в качестве интоксикантов и лекарств практикуется уже тысячи лет. От древних греков до сибирских шаманов, растения, изменяющие сознание были частью ритуалов во многих культурах. Поэтому можно предположить, что берсерки входили в состояние транса после употребления таких веществ.
Теория использования галлюциногенов зародилась в 1700-х годах, когда один священник предположил, что состояние берсерка вызывается употреблением мухомора (Amanita muscaria). Хотя это было основано на реальных сообщениях, священник, Самуэль Эдман, никогда не наблюдал эффекты этого гриба в действии. Это токсичное вещество вызывает слуховые галлюцинации. Однако процесс, необходимый для его употребления в пищу, а также дополнительные побочные эффекты - рвота, потливость и судороги - делают его маловероятным источником неистового состояния, описанного в сагах.
В последние годы в качестве более вероятного кандидата была предложена белена чёрная (Hyoscyamus niger). Тем не менее, в сагах никогда не упоминается использование белены, мухоморов или других веществ в качестве причины состояния берсерка.
Другая теория, имеющая вес, заключается в том, что состояние берсерка было вызвано самоиндуцированным гипнотическим трансом, который вводил воинов в диссоциативное состояние, но при этом они оставались в сознании. Однако эти теории остаются предположениями, поскольку нет достаточных доказательств, чтобы утверждать их как факт.
Факты о девах щита
О девах щита и о том, сражались ли женщины наравне с мужчинами, или это преувеличение средневековых писателей, усугублённое популярностью "сильных" женщин у аудитории 21 века. Изображение дев-воительниц появляется в труде средневекового учёного Саксона Грамматика "Деяния данов" (Gesta Danorum, конец XII - начало XIII века), где описываются женщины викинги, которые "одевались, чтобы выглядеть как мужчины, и посвящали почти каждый миг своей жизни стремлению к войне" и "усердно стремились быть искусными в военном деле". Они также "предлагали войну, а не поцелуи" и "нападали с копьями на мужчин, которых могли бы поразить одним своим видом". Однако "Деяния данов" Саксона были предназначены скорее для прославления Дании, чем в качестве фактического исторического отчёта.
Фото: thecollector.com
Другие саги о викингах кратко описывают дев-воительниц, таких как Хервёр (Hervarar saga), которая была искусной лучницей и дочерью берсерка, возглавила собственный флот и сражалась с мёртвыми в погоне за волшебным мечом Тюрфингом. В другой саге женщина-воин, Фрейдис Эриксдоттир, описывается как обладающая боевыми качествами берсерка. Эти рассказы были тщательно проанализированы историками и признаны скорее вымыслом, чем фактами. Однако недавно дебаты о существовании дев щита вновь оказались в центре внимания.
Гробница девы щита
В 2017 году остеолог Анна Кьеллстрем вновь исследовала могилу, впервые обнаруженную в 1889 году Хьялмаром Стольпе. Датируемая 10 веком и расположенная во влиятельном торговом центре викингов Бирка в Швеции могила содержала останки умершего "героя", похороненного с предметами, указывающими на его элитный статус при жизни. Среди этих предметов были щиты, топор, бронебойные стрелы и две лошади. В этой могиле также находилась игровая доска с фигурами, что говорит о том, что умерший был не простым крестьянином-воином, а лидером, знакомым с военной тактикой и стратегией.
Поэтому было предположено, что могила принадлежала мужчине-воину. Однако при дальнейшем изучении Кьеллстрем заметила, что скулы и бедренные кости скелета имеют скорее женские черты, чем мужские. Из тела были извлечены образцы ДНК и отправлены на анализ в Стокгольмский университет. Результаты подтвердили, что этот высокопоставленный воин викингов был женщиной-воительницей, которую в народе прозвали девой щита. Однако эти доказательства оспариваются, и наличие оружия в могиле не обязательно означает, что похороненный там человек действительно был воином. Напротив, это может быть показателем социального статуса.
Фото: thecollector.com
Важно отметить, что это не единственный пример женского захоронения с оружием или предметами войны. Кроме того, в искусстве того периода есть изображения женщин-воинов. Например, статуэтка женщины-викинга, одетой как воин. Однако считается, что подобные изображения эпохи викингов могут представлять мифических героинь, так называемых
валькирий, а не живых женщин.
В норвежской мифологии валькирии были посланы на поле боя Всеотцом, которому было поручено отобрать воинов, достойных войти в
Валгаллу, "Зал убитых". Это мифическое изображение показывает готовность средневековых писателей поверить в то, что женщины также могут быть воинами, по крайней мере, в историях или даже, возможно, в тени реальных примеров.
Наличие женщин-воинов, столь почитаемых сагах, вроде бы подтверждается археологическими находками, но пока нет достаточных доказательств, чтобы окончательно утверждать это как факт.
При рассмотрении литературных и археологических свидетельств существование берсерков и дев щита, или, по крайней мере, женщин, похожих на воинов, кажется скорее фактом, чем фантазией. Однако необходимо соблюдать осторожность, чтобы не интерпретировать древние источники через современные желания и увлечения.