Обвалы, ямы, пронизанные лезвиями, сложные лабиринты, токсичные вещества - такие элементы защиты мумий в египетских пирамидах от несанкционированных посетителей появляются в некоторых художественных фильмах, даже в тех, которые называются историческими. Это заблуждение.
Ни в одной из более чем ста египетских пирамид не было обнаружено "сюрпризов" для грабителей подобных показанным в художественных фильмах.
А как на самом деле обстояло дело с безопасностью места вечного упокоения фараона?
"Какой смысл возводить пирамиду, если гробница может быть разграблена? Лучше поместить сокровища в пустыне, чтобы воры не посягали на моё тело!" - говорил Хеопс своим подданным в голливудском суперфильме 1955 года "Земля фараонов", снятом Говардом Хоуксом.
Именно во время сцены, в которой несколько архитекторов предлагают всевозможные решения по обеспечению безопасности мумий и гробниц, Хеопс начинает нервничать. Объекты представляют различные типы гробниц. В двух случаях это лабиринты.
"Мой предок был защищён таким лабиринтом. Ты, наверное, слышал, что с ним случилось?" - насмехается фараон, предполагая, что его тело было осквернено. Интересно, что последняя из представленных конструкций имеет обманчивое сходство с планировкой настоящей пирамиды Хеопса. Но правитель насмехается и над этим. "Что мы имеем здесь. Туннель, ведущий к фальшивому склепу, чтобы скрыть настоящий. Который едва может противостоять ветру!" - насмехается он.
Правитель не доверяет никому. "Вы можете идти. Все вы! Идите домой и считайте, что вам повезло, что вы не оказались в подземелье!" - кричит он мимоходом.
Фото: kinomania.ru
Кинематографический Хеопс наконец решает воспользоваться услугами иностранного архитектора, который был взят в плен в результате египетского завоевания. Фараон был очарован видением создания наглухо запечатанной гробницы, с ловушками, которая одновременно является лабиринтом.
Кинематографическое видение пирамиды Хеопса в данном случае является карикатурой на реальные решения. Фараон, который был гостем в пирамиде во время её строительства, ходит по высоким коридорам, как будто это его дворец. В конце концов, после его смерти, его (ещё живые) жрецы и напуганная неверная супруга (её играет Джоан Коллинз, известная по сериалу "Династия") остаются с ним в камере, куда было помещено его тело.
А как всё было на самом деле?
Важность секретности
Первым и, пожалуй, самым важным фактором была секретность. Единственный вход в самую большую пирамиду построенную для Хеопса, скорее всего, был облицован известняковыми плитами так, что был неотличим от внешней поверхности здания.
Однако этот секрет, вероятно, было трудно скрыть, поскольку большинство египетских пирамид имеют вход с одной и той же стороны - северной стены. В случае с Великой пирамидой это было аналогично. Кроме того, во время строительства тоннель наверняка видели тысячи рабочих, а некоторые работали непосредственно на строительстве.
Фото: media.az
Расположение туннелей было нелегко сохранить в тайне, поскольку туннели проходили высоко над поверхностью пирамиды, поэтому, вероятно, сотни рабочих знали их расположение. Только одна из камер находилась под ней, но она так и не была достроена. Однако отверстие, высеченное в твёрдой скале, можно было сохранить в большей тайне, чем туннели, ведущие выше, к камере царя с саркофагом.
При строительстве самых верхних частей пирамиды рабочих вели наверх с завязанными глазами самые преданные жрецы без языков - ещё одно кинематографическое видение из фильма "Земля фараонов". Опять же, это кажется весьма маловероятным из-за природы строительства пирамид.
В реальности тысячи рабочих должны были бы ходить с завязанными глазами, сопровождаемые жрецами в качестве проводников. Это было бы не очень экономичным решением. Возможно, рабочие, как и современные военные, давали клятву перед началом своей "службы"? Возможно, что одной из её частей было сохранение тайны расположения туннелей и камер до могилы, хотя это звучит довольно наивно.
Уникальность пирамиды Хеопса
Давайте сосредоточимся на первых людях, проникших в пирамиду Хеопса, а именно на грабителях. Что они обнаружили в камерах, которые сейчас совершенно пусты? И, прежде всего, какие препятствия им пришлось преодолеть, чтобы проникнуть в пирамиду?
Начнём с того, что пирамида Хеопса - это поистине уникальное сооружение, особенно когда речь идёт о планировке внутренних коридоров и камер. В отличие от большинства египетских пирамид, основная их часть расположена внутри пирамиды, а не под ней.
Две великие пирамиды-компаньоны пирамиды Хеопса, Микеринос и Хефрен, имеют, во-первых, гораздо менее сложную систему коридоров, а во-вторых, погребальные камеры находятся под пирамидой или, по крайней мере, частично под ней.
Прокладка туннелей внутри сооружения, безусловно, более трудоёмкая и сложная задача, требующая тщательного планирования и, конечно, архитектурного мастерства. Никогда ранее или с тех пор в
Египте не строились пирамиды с камерами, расположенными так высоко внутри. Так что архитекторы и строители, безусловно, приложили немало усилий.
Три блока
Даже если бы грабителям удалось прорваться через первоначальный вход, продолжая двигаться по нисходящему коридору, они попали бы только в подземную, недостроенную и, вероятно, пустую камеру. Это объясняется тем, что восходящий коридор перекрывали три гранитных блока, ласково называемые египтологами "затычками". Археологи полагают, что их столкнули вниз с Большой галереи после похорон фараона.
Вполне вероятно, что эти блоки не были видны тем, кто проходил по нисходящему коридору, потому что они были искусно замаскированы. Возможно, архитекторы надеялись, что воры спустятся вниз, посмотрят на пустую подземную камеру и уйдут ни с чем, думая, что кто-то уже опередил их в разграблении гробницы.
К несчастью для фараона, гранитные блоки обошли. На самом деле вдоль них был пробит туннель в более мягкий известняк, составляющий ядро пирамиды. Далее по восходящему туннелю без особых проблем удалось проникнуть до подножия Большой галереи или Камеры царя. Хотя некоторые исследователи считают, что доступ к последней, возможно, был как-то замаскирован.
Ещё одно средство защиты
Доступ к верхним частям Большой галереи мог быть несколько проблематичным. Верхняя часть восходящего коридора расположена на несколько метров ниже уровня пола Большой галереи. Чтобы попасть в Большую галерею, необходимо было подняться. Но это не было непреодолимым препятствием. Достаточно было даже небольшой лестницы; известны гравюры, сделанные несколько сотен лет назад, на которых люди с некоторым трудом поднимались даже без неё.
Далее маршрут прост. Верхняя часть Большой галереи ведёт в атриум. Если всё прошло удачно для строителей, то здесь грабители должны были столкнуться с другой защитой в виде трёх гранитных блоков.
До наших дней сохранились только направляющие (шириной 52 сантиметра, или ровно один египетский локоть), по которым спускались блоки. Преодоление этих препятствий было лишь вопросом времени.
Интересно, что французскому исследователю Франку Моннье удалось обнаружить фрагменты этих блоков. Один из них находится рядом с первоначальным входом в пирамиду, другой - в одной из складок шахты воров (также известной как эвакуационная шахта), третий - в камере под пирамидой и последний - прямо у входа в пирамиду. Однако вернёмся к нашему шествию к погребальной камере. Сразу за гранитными блоками находилась камера царя, где располагался саркофаг.
Загадка проходов в великой пирамиде
Какова была цель огромной, трудной работы по строительству камер и туннелей высоко в пирамиде? Была ли относительно сложная сеть коридоров предназначена для того, чтобы запутать потенциальных грабителей? Действительно ли фараон верил, что ему удастся избежать участи предыдущих правителей, чьи гробницы рано или поздно становились добычей тех, кто жаждал золота и других ценностей? Неужели они действительно думали, что несколько гранитных блоков помешают грабителям добраться до царских покоев?
Фото: planetofhotels.com
Было ли главным намерением архитекторов облегчить символическое путешествие умершего фараона в загробный мир, чтобы его вечное пристанище находилось ближе к небесам, в верхней части здания? Или они хотели совместить в одном здании и то, и другое? Маловероятно.
Хотя верно, что внутри пирамиды грабителей не поджидали ловушки в виде катящихся шаров или воронок с острыми прутьями, строители приложили немало усилий, чтобы максимально затруднить доступ в основные камеры.
Возможно, относительно легкодоступная нижняя, подземная камера должна была сбить воров с толку и отбить охоту исследовать последующие туннели и камеры, полные ценностей. Однако кто-то всё же проник внутрь, в верхние части пирамиды. Согласно предположениям, впервые это произошло уже в конце эпохи Старого царства, около 2100 года до н.э.